Китай-дорог
Пекин уговаривает иностранный бизнес активнее с ним сотрудничать
На этой неделе в Китае прошли сразу несколько важных мероприятий экономического характера, объединенные одной стратегической целью — продемонстрировать, что вторая экономика мира находится на пути восстановления и готова к большей открытости своих рынков для иностранных инвесторов, а расширение торгово-экономического сотрудничества с Китаем выгодно всем. Этот посыл, звучавший в том числе и на проходящем сейчас представительном Боаоском азиатском форуме, стал ответом на адресуемые бизнесу призывы политического руководства стран Запада держаться подальше от Китая.
Китай намерен стать рычагом восстановления мировой экономики и готов способствовать высококачественному росту других стран. Это стало ключевой мыслью, которую председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжао Лэцзи попытался донести до сотен участников Боаоского азиатского форума на открытии его пленарного заседания 28 марта.
«Мы искренне приглашаем все страны сесть в скоростной поезд развития Китая и объединить усилия для осуществления модернизации мира на основе мирного развития, взаимовыгодного сотрудничества и общего процветания»,— метафорично заметил господин Чжао, выразив уверенность, что «инвестиции в Китай — это инвестиции в будущее» (цитата по «Синьхуа»).
В последние месяцы на фоне слабости сектора недвижимости в КНР, растущего долга местных органов власти, ряда других структурных экономических проблем и, конечно же, геополитических противоречий многие западные аналитики стали все чаще высказывать опасения, что дела во второй экономике мира идут уже не столь блестяще, как раньше. Одним из показателей этого можно считать тот факт, что по итогам 2023 года объем прямых иностранных инвестиций в КНР сократился на 8%, а в первые два месяца текущего года упал сразу на 20%.
Однако Чжао Лэцзи попытался представить мировой общественности куда более позитивную картину. По его словам, последние экономические показатели свидетельствуют о том, что вторая по величине экономика мира начала год весьма динамично, и в ближайшие пять лет объем импорта и экспорта товаров в Китае превысит $32 трлн. Он пообещал также иностранным инвесторам, нередко жалующимся на ограничения для зарубежных капиталов в Китае, большую открытость рынков страны и дальнейшее сокращение «негативного списка» секторов, иностранные вложения в которые ранее были запрещены или ограничены.
«Китай продолжит сокращать негативный список, ограничивающий доступ к иностранным инвестициям. Мы полностью отменим меры, ограничивающие их приток в обрабатывающую промышленность»,— сказал, в частности, Чжао Лэцзи.
И заверил, что Пекин уже работает над планами предоставить зарубежным компаниям те же условия, что и местным предприятиям, при участии в торгах и тендерах.
Нынешний ежегодный экономический форум в местечке Боао на острове Хайнань, именуемый на Западе «китайским Давосом», стал своеобразным продолжением другого мероприятия схожей направленности — двухдневного Форума развития Китая, завершившегося в Пекине в понедельник. Эта платформа начала свою работу еще в 2000 году и с тех пор была одной из немногих возможностей для представителей иностранных бизнес-кругов «сверять часы» с высокопоставленными китайскими чиновниками вслед за окончанием в КНР «двух сессий» в марте.
Что совершенно неудивительно, лейтмотивом нынешнего форума, собравшего в китайской столице около сотни топ-менеджеров, также стали обещания устранить барьеры для иностранных фирм и призывы воспользоваться «беспроигрышными возможностями», которые транснациональным корпорациям и иностранным компаниям открывает китайский рынок.
«Мы обеспечим сервис и гарантии для ученых, предпринимателей и инвесторов из других стран, которые приезжают в Китай для внедрения инноваций и открытия бизнеса»,— пообещал в понедельник министр промышленности и информационных технологий КНР Цзинь Чжуанлун.
Отчасти все эти заверения стали своеобразной работой над ошибками в попытке не только привлечь в Китай новые компании, но и остановить исход пока еще действующих в стране. По данным газеты South China Morning Post, в последние годы ряд международных компаний сворачивал свои проекты в Китае. Так, платформа потокового вещания Hulu, связанная с американским гигантом индустрии развлечений Disney, сократила на 90% число сотрудников в своем центре исследований и разработок в Пекине. Шведский телекоммуникационный гигант Ericsson закрыл один из пяти своих исследовательских центров в Китае, свою исследовательскую лабораторию в стране прикрыла пару лет назад и американская IBM.
Оптимистичными заявлениями отметился на этой неделе и премьер Госсовета Ли Цян. В понедельник, встречаясь с президентом Всемирного банка Аджаем Бангой, господин Ли заявил, что Китай будет постоянно создавать «бизнес-среду мирового уровня, чтобы делиться возможностями развития со всеми странами». А управляющего директора Международного валютного фонда Кристалину Георгиеву премьер заверил в способности Китая поддерживать непрерывное и здоровое экономическое развитие.
Апофеозом же кампании по привлечению иностранного бизнеса стала аудиенция, которой председатель КНР Си Цзиньпин удостоил представителей порядка 20 американских корпораций в минувшую среду.
«Экономика Китая здорова и устойчива»,— отметил первым делом председатель Си. И вновь напомнил о планах Пекина углублять реформы и создавать «первоклассную бизнес-среду», ориентированную на рынок и основанную на законе, что обеспечит более широкое пространство для развития международного бизнеса, включая американские компании.
Обратной же стороной всех нынешних бравурных заверений стал тонкий намек на то, что если в сфере мировой экономики и происходит что-то плохое, то винить в этом стоит вовсе не Китай. Как сообщил ряд китайских СМИ, на форуме в Боао участники дружно высказались за торговую многосторонность и выступили против протекционизма. Для пояснения же, кто им грешит, «Синьхуа» привело мнение бывшего министра торговли США Карлоса Гутьерреса, ныне являющегося членом правления Боаоского азиатского форума и выступившего на одной из панельных дискуссий. По его словам, ответственность за дестабилизационные тенденции, преобладающие сегодня в мире, несут США, взявшие на вооружение «политический национализм». А лучше бы Вашингтон осознал, что «протекционизм не защищает», и поверил, что процветающий мир полезен и для самих США, резюмировал господин Гутьеррес.
Впрочем, американские власти пока уверенно идут в прямо противоположном направлении. Бывший глава Белого дома Дональд Трамп уже пообещал в случае своего избрания в президенты ввести новые масштабные тарифы на китайские товары. И, как считают многие эксперты, такая риторика может оказать давление на мечтающего переизбраться Джо Байдена, вынудив его первым принять более жесткие меры в отношении Пекина в преддверии президентских выборов в США в ноябре. И такая ситуация вряд ли воодушевит американский бизнес на новые инвестиции в китайскую экономику, как бы красиво и долго китайские официальные лица ни убеждали иностранные компании в их потенциальных выгодах.