Народ к туризму готов
Как Владимиру Путину показали туристический рай
28 марта президент России Владимир Путин провел совещание, на котором рассматривалось утверждение новых курортов в девяти российских регионах. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников впечатлен масштабом задач, особенно — по созданию грандиозной курортной зоны в Запорожской области. Мало не покажется.
В самом начале совещания по видео-конференц-связи Владимир Путин рассказал, что реализация проектов должна начаться уже со следующего года. Выделяются триллионы рублей, распределяются единые субсидии, осваиваются огромные территории. Туристические комплексы, быстровозводимые модульные гостиницы... Проект «Пять морей», в который по определению суждено попасть немногим, и «Озеро Байкал»... Как выразился министр экономического развития Максим Решетников:
— Нам важно, чтобы эти территории не были просто за забором территориями благополучия, а были бы точками роста, через которые благополучие распространяется на все территории!
Должно же в конце концов откуда-то распространяться благополучие.
От идей захватывало дух. Тем более что была представлена видеопрезентация.
— Очень все симпатично! — предупреждал насчет нее Максим Решетников.
— Отдых у моря — самый любимый и востребованный у россиян...— слышались слова не в меру взволнованного диктора.— В Калининградской области планируется строительство всесезонного курорта «Белая Дюна» (не путать с курортом «Русская Балтика».— А. К.). Морской курорт «Санкт-Петербург марина» станет новой точкой притяжения туристов на Балтийском море!.. На берегу Азовского моря планируется развитие морского курорта «Приморск»! Здесь возведут бальнеологический комплекс с гостиницами и ландшафтным парком! Климатические условия Запорожья идеальны для круглогодичного семейного и детского отдыха!..
Я подумал, честно, говоря, что ослышался, когда диктор произнес это. Или, может, диктор и правда не в меру разволновался. Работы-то анонсированы уже со следующего года. В Запорожской области.
Никто, конечно, не ошибся и не ослышался. И в этом предстояло убедиться.
И когда я убедился, то стал, конечно, поспокойней относиться и к остальной информации, которая лилась из уст всех без исключения спикеров: и про Дагестан, и про Байкал, и про Дальний Восток...
При этом, например, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, впрочем, и в самом деле говорил, судя по всему, о том, что можно сделать. И при этом уложился минуты в три.
А вот губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов не мог остановиться минут 20, а может, дольше. В какой-то момент это стало нервировать господина Путина. Сначала он начал рассеянно просматривать какие-то листочки — видимо, со своим заключительным словом. Потом снял свои часы и положил на край стола... Потом заглянул в список следующих выступающих...
В конце концов, когда терпение, видимо, совсем иссякло, Владимир Путин начал спрашивать Александра Беглова, почему, если Петербург является мировым центром туризма, «и это точно», у нас в России Петербург находится только на третьем месте после Москвы и Московской области и Краснодарского края.
— Как же так, Александр Дмитриевич? — поинтересовался Владимир Путин.
Становилось тревожно. Прежде всего за Александра Дмитриевича.
Тут ведь еще бы понять, всерьез или шутит. Вроде улыбается, но едва-едва... Нет, Александру Беглову никак нельзя было позавидовать.
Ответил он не сразу.
— Ну у нас холодное море! — произнес вдруг с каким-то даже вызовом губернатор.— Скажем так... По сравнению с Краснодарским краем!
— Там нет...— начал было перечислять президент.
Но Александр Беглов и сам хотел договорить, и некоторое время не было слышно, кто тут про что. Наконец господин Путин прибегнул ко взмаху руки:
— Секундочку! Там нет Эрмитажа, там нет Русского музея, Исаакиевского собора, Петропавловской крепости…— президент перечислял с каким-то даже упоением.— Там нет Кунсткамеры!.. И еще много чего там нет! А у вас это все есть.
Следующая пауза продолжалась еще дольше.
— Владимир Владимирович, вот этот мегапроект добавит нам туристов, и мы займем первое место! — казалось, нашелся Александр Беглов.
Но зря он не удержался и добавил:
— Я вам это обещаю!
— Ну хорошо,— согласился президент.— Посмотрим.
То есть он намерен проверить.
И это не может не настораживать.
Короче всех был глава Крыма Сергей Аксенов. Минуты полторы ему потребовалось, чтобы объяснить, что он тоже готов побороться за первое место.
Участники совещания полностью, казалось, игнорировали текущее положение дел. Они были где-то в будущем. И, похоже, не в таком уж близком. И там было все хорошо. Хотелось туда.
Тут Владимир Путин дал слово Евгению Балицкому, губернатору Запорожской области.
— Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые товарищи! — начал он по-нашему.— Предлагаем к реализации инвестиционный проект по созданию круглогодичного морского курорта «Приморск». Он является самым масштабным на территории новых регионов Российской Федерации и станет импульсом развития экономики Запорожской области!
Как же так, хотелось спросить. Как же так? О чем вы? Я ничего не понимал.
— Обиточная коса уходит в Азовское море на 30 км... Широкие песчаные пляжи... Общая длина — более 50 км... А площадь нового курорта составит более 9 тыс. гектаров! — невозмутимо продолжал Евгений Балицкий.
Я даже отдавал должное бескомпромиссности господина Балицкого, который полностью, казалось, и в самом деле игнорировал реальность. Да, это место находится не прямо в зоне военных действий, но, прямо скажем, в опасной близости.
— Санатории, гостиницы там, пляжи, грязелечебницы, поля для гольфа...— рассказывал неутомимый Евгений Балицкий (интересно, что он при этом думал.— А. К.).— Кстати, более ста гостиниц!.. А турпоток составит более 2 млн туристов в год! Общий поток инвестиций в проект — 351 млрд руб. (Посчитали до миллиарда! Не 350, а 351... По сути, готова смета.— А. К.) Срок ввода в эксплуатацию — 2035 год.
О, ну все-таки время для здравого смысла еще есть.
— Но возможна поэтапная реализация проекта! — предупредил Евгений Балицкий.
Пока есть проблемы с водоотведением, водо- и газоснабжением, строительством дороги... На это потребуется, по расчету Евгения Балицкого, 49 млрд руб.
— Прошу вас поддержать наш проект,— попросил Евгений Балицкий президента, зная, конечно, ответ.
— Безусловно, поддержим, сомнений нет! — воскликнул Владимир Путин.— Я вот на что посмотрел. До Ростова-на-Дону — 320 км (ближайший аэропорт к будущему курорту.— А. К.)... Железнодорожный вокзал Бердянска — 65 км... Марат Шакирзянович (вице-премьер Марат Хуснуллин.— А. К.), надо с коллегами проработать! Надо, чтобы людям было удобно добираться!
Владимир Путин тоже, казалось, был уверен в завтрашнем дне настолько, что не хотел ничего говорить о сегодняшнем.
Но все-таки он сказал об этом, когда я уже не ждал:
— Ясно, что сейчас на первом месте во всех этих регионах стоит вопрос с безопасностью,— сказал Владимир Путин.— Мы все свои задачи решим! Понятно, что без окончательного решения строить те планы, о которых мы сейчас говорим, на первый взгляд вроде бы как-то сложновато. Но мы решим эти вопросы! А планы, о которых мы говорим, должны строиться с этой перспективой. Уже сейчас надо планировать то, что потребуется тогда, когда эти планы будут реализовываться в полном объеме.
Все же Владимир Путин утешил. Это пока еще планы (а не то что с начала следующего года начинаем реализацию). И та картина, которую развернул Евгений Балицкий, должна была оказать к тому же (а скорее, в первую очередь) деморализующее влияние на противника и, наоборот, посеять окончательную уверенность в завтрашнем и послезавтрашнем дне в российских воинах и гражданах.
А что, неплохо придумано.
— Это место, которое, может, будет привлекать людей! Сотни тысяч, а может, и миллионы сюда поедут! — убеждал и Владимир Путин.
И вот в этом можно не сомневаться. Наши люди поехали бы прямо сейчас.