Во избежание лишнего блуда
Прямые выборы мэра Улан-Удэ отменили со ссылкой на «советский опыт»
28 марта депутаты Народного хурала (парламента) Бурятии по инициативе главы республики Алексея Цыденова («Единая Россия») отменили прямые выборы мэра Улан-Удэ. Теперь градоначальника будут избирать депутаты горсовета из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Сторонники этого решения не уставали перечислять его преимущества. Помимо экономии бюджетных средств, это и возвращение к советским практикам, которые когда-то неразумно променяли на западные ценности, убеждали они. В итоге реформу поддержали 54 парламентария, против выступили шестеро, еще один воздержался. По сведениям “Ъ”, решение вряд ли приведет к смене мэра Улан-Удэ — наоборот, по новой процедуре удержать свое кресло ему будет проще, чем на выборах.
Единоросс Леонид Белых сразу призвал коллег «сплотиться и проголосовать дружно». «Бурятия на хорошем счету на федеральном уровне. Мы нормально движемся вперед, набрали высокий процент явки на президентских выборах (73,7%.— “Ъ”). Чтобы у нас все получалось и дальше, надо чтоб республика была объединенной. Вопрос на сессию вынесен сложный, но нужно проголосовать без разобщенности между "Единой Россией", КПРФ, ЛДПР. Так мы всем покажем, что с нами можно работать, на нас можно надеяться»,— заявил депутат.
В свою очередь, докладчик, руководитель администрации главы Бурятии Алдар Гулгенов акцентировал внимание народных избранников на том, что прямые выборы остались только в региональных столицах Хакасии (Абакан), Чукотки (Анадырь), Якутии (Якутск) и Хабаровского края (Хабаровск), а во всех остальных административных центрах уже действует конкурсная модель.
Депутат Эржена Чимитцыренова (КПРФ) поинтересовалась, какая сумма будет сэкономлена в результате отмены прямых выборов, а также попросила уточнить принцип формирования конкурсной комиссии.
Господин Гулгенов объяснил, что на проведение электоральных процедур в бюджете текущего года заложено 86 млн руб., однако непосредственно на выборы градоначальника приходится только 16,8 млн руб. из них.
Что касается конкурсной комиссии, то на 50% она будет состоять из депутатов городского совета, а вторую половину будет делегировать глава республики, добавил докладчик.
Коллега госпожи Чимитцыреновой по фракции Баир Цыренов попросил сообщить причину, по которой законопроект, внесенный Алексеем Цыденовым еще в январе, был вынесен на рассмотрение только в конце марта — после президентских выборов. «Вопрос не успели проработать в двух комитетах»,— гласил ответ. Еще один коммунист Тимур Нимаев возмутился «особым отношением» к республиканской столице: «В других муниципалитетах депутаты сами принимали решение о переходе на конкурсную систему. Почему мы в хурале сейчас должны решать за депутатов горсовета Улан-Удэ?»
Алдар Гулгенов ответил, что в Улан-Удэ сосредоточена большая часть населения Бурятии. «Людям без разницы, кто конкретно руководит городом, лишь бы он развивался, был комфортным,— разоткровенничался он.— Даже если мы обратимся к советскому опыту, то первые секретари горкомов никогда не избирались напрямую. Это уже в девяностых начали внедрять западную политическую систему, а сегодня мы видим, куда западные ценности катятся».
Упоминание советского опыта задело Сергея Дороша (ЛДПР). «Одни уже доаплодировались и разрушили великий Советский Союз! Сейчас под звук аплодисментов у нас будет умирать демократия»,— патетически бросил либерал-демократ.
Аргументов в поддержку законопроекта, впрочем, оказалось больше. Так, единоросс Анатолий Дымчиков привел в пример Еравнинский район республики, где конкурсная модель функционирует уже три года, «и все это время жители только благодарят». Его коллега по фракции Вадим Бредний назвал прямые выборы мэра «сложной вещью, способствующей расслоению общества». Еще один представитель «Единой России» Андрей Невьянцев упомянул положительный опыт Северобайкальска, где прекратились «политические игры», а также призвал оппозицию «не заводить в блуд жителей Улан-Удэ».
Интригу по поводу карьерных перспектив действующего градоначальника Игоря Шутенкова, чьи полномочия истекают в сентябре этого года, снял единоросс Михаил Гергенов. «Год назад президент России приезжал в Улан-Удэ, а Алексей Цыденов предложил ему одобрить мастер-план развития Улан-Удэ. План был одобрен, он опирался на разработки, которые сделала администрация города во главе с Игорем Шутенковым. Мы должны дать возможность Игорю Юрьевичу этот план претворить в жизнь»,— заявил господин Гергенов.
О пролонгации полномочий Игоря Шутенкова ранее говорил “Ъ” источник, знакомый с ситуацией в республике. По его словам, реформа была инициирована именно под действующего градоначальника, поскольку тот рискует не переизбраться на прямых выборах. В 2019 году господин Шутенков победил с 52,5% голосов. Вторым финишировал сенатор от КПРФ Вячеслав Мархаев (36,6%), который попытался добиться пересмотра результатов голосования при помощи массовых протестных акций. Как объяснял “Ъ” еще один источник, отмена прямых выборов в том числе призвана «нивелировать раскачку протестных настроений со стороны внешних враждебных сил».
В итоге законопроект был поддержан голосами 54 депутатов (у единороссов в парламенте 51 мандат из 66). Шестеро выступили против, еще один воздержался.