«По-простому это называется цензурой»

Дмитрий Дризе — о проблемах российской культуры

В Госдуме предлагают обязать культурные площадки согласовывать репертуар с местными властями. По мнению депутатов, это необходимо для того, чтобы искоренить так называемый антиобщественный контент. Однако авторы идеи подчеркивают, что сделать это будет непросто. Проблема — в отсутствии критериев и квалифицированных экспертов, которые будут решать судьбу выставок и театральных постановок. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что в подобных нововведениях нет необходимости.

Фото: Алексей Назаров, Коммерсантъ

Руководитель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская заявила о необходимости покончить с вольницей так называемых культурных площадок, так как допускают они бесконтрольно крамолу и иные мерзости. Вот, например, из последнего: в Центре современного искусства «Винзавод» проходила выставка «Огонек». Это даже страшно себе представить: художник поверх обложек знаменитого советского журнала изобразил «искаженные различными эмоциями лица, похожие на маски». Благо общественность вмешалась, общими усилиями закрыли все это безобразие.

А иные и вовсе пытались показать спектакль по пьесе иностранного агента Виктора Шендеровича. Это уже, знаете, ни в какие ворота не лезет.

Что же делать? Пусть эти самые площадки уведомляют о своих планах и репертуаре профильный орган субъекта Российской Федерации. Это необходимо, в частности, для того, чтобы не волновать общественность, а то она ведь постоянно негодует, и это очень плохо, потому что наша заботливая власть не может не реагировать, когда кто-то чем-то обеспокоен.

Министр культуры Ольга Любимова против такой инициативы не возражает. Но есть проблема — этот уполномоченный орган нужно специалистами укомплектовать, да не простыми, а чтобы они разобраться смогли, где крамола, а где полезное для граждан произведение. Враги же хитрые и умеют в заблуждение вводить. Вроде, на первый взгляд, пьеса невинная, а на поверку срам и того хуже — политика. Да, задача сложная: субъектов-то федерации у нас не счесть, а чиновнику, как мы понимаем, проще запретить, чем разбираться.

Не следует же совсем лишать наших людей доступа к культуре и искусству. Тогда эффект получится прямо противоположенный: темнота и невежество наступят, нельзя подобного допускать.

По-простому это называется цензурой, хотя, конечно, можно заменить этот термин из прошлого более благозвучным словом «экспертиза» и соответственно «эксперты». Тем более нет такой нынче профессии — цензор. Для того чтобы ее вернуть, нужно каким-то образом подготовить соответствующие кадры. Придется критерии формулировать, циркуляры выпускать, а это большая работа, в один день не справиться. Хорошо, сформировали данный механизм, а общественности что делать прикажете? Не у дел она может оказаться. И как ей быть? К станку, что ли, вставать?

Похоже, не следует особо ничего менять, затратное это дело. А что касается вольницы, есть она или нет, вопрос этот дискуссионный. Так может показаться, что бороться-то уже и не с чем.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента