«Как на эшафот два раза сходить»

Присяжные на Урале повторно оправдали обвиняемого в убийстве бизнесмена в 2000 году

В Кировском районном суде Екатеринбурга коллегия из шести присяжных повторно оправдала Насими Мамедова, обвиняемого в убийстве уральского бизнесмена Алексея Зубакина в 2000 году. По версии следствия, за убийство он получил $14 тыс. Ранее, в 2023 году, присяжные единогласно оправдали господина Мамедова, но апелляционный суд вернул дело на новое рассмотрение. Его адвокат не исключил, что дело может вернуться на третий круг.

Насими Мамедова (в центре) после освобождения

Фото: Мария Шараева

По версии следствия, предприниматель Алексей Зубакин был расстрелян 21 декабря 2000 года, когда выходил из автомобиля Mercedes у подъезда дома по ул. Высоцкого. По данным следствия, в него выстрелили 12 раз. От полученных ранений он скончался в больнице.

Расследование уголовного дела велось в течение года, однако сразу установить лиц, причастных к делу, не смогли. В декабре 2001 года следствие было приостановлено. В марте 2022 года по подозрению в убийстве Алексея Зубакина были задержаны Дмитрий Дейч, Михаил Клок и Насими Мамедов.

По данным следствия, заказчиком убийства стал близкий друг и деловой партнер Алексея Зубакина Дмитрий Дейч. Согласно материалам уголовного дела, они вместе с середины 1990-х вели предпринимательскую деятельность. Затем у них возникли разногласия на почве распределения прибыли. Тогда, по версии следствия, Алексей Зубакин начал угрожать Дмитрию Дейчу физической расправой. Дмитрий Дейч, «опасаясь лишать жизни Зубакина лично», договорился с выходцем из ОПГ «Центровые» Михаилом Клоком об устранении бизнес-партнера. Михаил Клок, у которого были дружеские отношения с Дейчем, поручил убийство своему 22-летнему водителю Насими Мамедову, «полагая, что тот, обладая необходимым уровнем физической подготовки, способен выступить в качестве непосредственного исполнителя преступления». Стоимость «заказа» составила $14 тыс.

Из материалов дела следует, что Михаил Клок организовал встречу между заказчиком и исполнителем убийства на Широкореченском кладбище. Тогда Дмитрий Дейч передал Насими Мамедову через отверстие в заборе лист бумаги с данными об Алексее Зубакине. Киллер, по версии следствия, приобрел два пистолета с 12 патронами. Михаил Клок пообещал Насими Мамедову, что окажет содействие в убийстве советами, предоставлением информации о потерпевшем и устранением препятствий.

Для совершения убийства был выбран день, когда Алексей Зубакин вместе с Дмитрием Дейчем должен был поехать в наркологическую клинику. Когда Алексей Зубакин подъехал к дому друга на ул. Высоцкого и вышел из машины, его застрелили. После совершения преступления Насими Мамедов, как считает следствие, выбросил оружие в озеро Шарташ.

После задержания Дмитрий Дейч признал вину в заказном убийстве бизнес-партнера. В апреле 2023 года он скончался, уголовное дело в отношении него прекращено.

Уголовное дело в отношении Михаила Клока выделено в отдельное производство, ему было предъявлено обвинение по ч.5 ст.33, п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ («Пособничество в убийстве, совершенное по найму»). Насими Мамедову были предъявлены обвинения по п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ («Убийство из корыстных побуждений по найму»).

В марте прошлого года Кировский районный суд Екатеринбурга уже рассматривал его дело, тогда его единогласно оправдала коллегия присяжных. Однако в ноябре 2023 года Свердловский областной суд отменил оправдательный приговор и вернул дело на повторное рассмотрение.

В ходе одного из процессов бывший руководитель ЧОП «Гюрза» и близкий друг Михаила Клока Валерий Поваров заявил о том, что убийство Алексея Зубакина совершил Михаил Клок. «Лично мне он рассказывал сотню раз в деталях, как он красиво стрелял в Зубакина, особенно любил хвастаться этим пьяным. За это убийство он получил от заказчика Дмитрия Дейча денежную сумму в долларовом эквиваленте, постоянный ежемесячный доход, ему купили двухэтажную квартиру на ул. Чайковского», — отметил господин Поваров. По его словам, «Михаил Клок, свалив убийство на Мамедова, улучшает свое положение — срок получит меньше, а, может, вообще не получит».

Насими Мамедов рассказывал, что не убивал бизнесмена, а об убийстве узнал в марте 2022 года, когда его задержали. Он подчеркнул, что в день убийства находился в областной больнице на приеме у врача.

В пятницу, 29 марта коллегия из шести присяжных в Кировском районном суде Екатеринбурга второй раз единогласно вынесла оправдательный вердикт в отношении Насими Мамедова: обвинения по п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ с него были сняты, он — оправдан. Присяжные вели переговоры в течение двух с половиной часов, из совещательной комнаты были слышны их споры и замечания.

Защитники Насими Мамедова Георгий Краснов, Олеся Бортникова и Екатерина Кувалдина в ходе оглашения вердикта держались за руки, а после оглашения оправдательного вердикта — расплакались. На процесс пришло много друзей и родственников господина Мамедова, после вынесения вердикта многие из них начали обнимать и благодарить адвокатов за работу.

Насими Мамедов был освобожден в зале суда. «Это, как на эшафот два раза сходить, я даже выразить не могу, это какое-то окрыление»,— заявил он. Его адвокат Георгий Краснов уверен, что дело может вернуться на третий круг. «Оправдательный приговор неизбежно будет обжалован прокуратурой Свердловской области. А мы продолжим бороться за правду. Результат этой борьбы увидим в Свердловском областном суде»,— подчеркнул он.

Адвокат потерпевших Константин Виленский сообщил «Ъ-Урал», что не исключает обжалование приговора в апелляционном суде. «Защита, безусловно, проделала большую работу по данному делу, привлекая к участию большое количество профильных специалистов, например, профайлера для изучения состава коллеги присяжных, определения стратегии подачи информации перед присяжными и проведения защиты. Вероятно, приговор, постановленный с участием коллегии присяжных заседателей, будет обжалован»,— заявил господин Виленский.

Мария Шараева

Вся лента