Холдингу РЖД подвезли три триллиона
Доход по итогам 2023 года оказался рекордным
Холдинг РЖД получил по итогам 2023 года рекордные доходы в 3 трлн руб., зафиксировав рост и в грузовом, и в пассажирском сегменте. Расходы, отмечают в холдинге, росли более низкими темпами, чем доходы, в результате годовая чистая прибыль превысила 170 млрд руб. Однако, по мнению аналитиков, опережение темпов роста доходов над расходами завершится в этом году и, скорее всего, монополию ждет очередной рекорд по доходам, однако прибыль будет существенно ниже.
Холдинг РЖД (включает ОАО РЖД и 94 дочерние компании, среди крупнейших — Федеральная пассажирская компания, оператор пассажирских перевозок в дальнем следовании, Федеральная грузовая компания, крупный оператор вагонов, и т.п.) получил суммарные доходы в 3,02 трлн руб. за 2023 год, что на 16% больше, чем годом ранее. Об этом сообщил холдинг, анонсируя результаты года по МСФО. Это, как заявил глава ОАО РЖД Олег Белозеров, выступая на коллегии Минтранса 29 марта, «исторический рекорд доходов». Выручка отдельно ОАО РЖД по РСБУ, как сообщала компания в начале марта, выросла на 16,4%, до 2,61 трлн руб.
Основная доля полученного холдингом результата (74%) — это доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре.
Они увеличились на 16,6%, до 2,24 трлн руб. Индексация тарифа на грузоперевозки в 2023 году проводилась дважды — на 10% с 1 января и на 10,75% с 1 декабря, что внесло вклад в результаты последнего месяца года (см. “Ъ” от 25 сентября 2023 года). В финплане на 2023 год доходы от грузовых перевозок ожидались на более низком уровне (2,07 трлн руб., из них 260 млрд руб. за счет индексации тарифов). В 2024 году, согласно финплану, утвержденному в конце 2023 года, монополия ожидает доходов от грузовых перевозок в объеме 2,48 трлн руб.
Еще быстрее росли доходы от пассажирских перевозок — на 23,3%, до 356,1 млрд руб. В качестве причин увеличения холдинг перечисляет восстановление пассажирооборота, который увеличился на 11%, до 136,2 млрд пассажиро-километров, и индексацию тарифов в регулируемом сегменте — на 8,1% с 1 января и на 10,75% с 1 декабря 2023 года.
Операционные расходы холдинга, говорится в его сообщении, росли более низкими темпами, чем доходы, и составили 2,6 трлн руб. (рост на 12,7 % к уровню 2022 года). В частности, компания сообщает, что трижды за год проиндексировала заработную плату, общий размер индексации составил 7,95% с учетом доиндексации за 2022 год.
Чистая прибыль холдинга РЖД составила 170,1 млрд руб., увеличившись на 51% к 2022 году.
Соотношение чистого долга к EBITDA по итогам года — 2,4.
В 2024 году инвестпрограмма ОАО РЖД должна составить 1,27 трлн руб. ОАО РЖД (без учета дочерних предприятий, в частности ФПК, на которую приходится значительная часть доходов от пассажирских перевозок) планирует получить около 2,7 трлн руб. доходов от перевозочной деятельности. При этом по грузовому сегменту намечен рост погрузки к уровню 2023 года на 2,7%, до 1265,4 млн тонн. Пока по итогам двух месяцев погрузка падает, сокращение составило 2,9% к январю—февралю 2023 года.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, текущий уровень индексации железнодорожных тарифов уже не позволяет поддерживать опережающий рост доходов относительно расходов. Поэтому, полагает он, в 2024 мы увидим ситуацию, когда опережающего роста не будет. Очевидна ситуация с падением погрузки: конечно, есть предпосылки к выходу в ноль, но, вероятно, что и это будет непросто. При этом ожидается рост расходов — на транспортную безопасность, на индексацию зарплат, плюс к тому начинают активно двигаться крупные стройки. Иными словами, полагает господин Бурмистров, по доходам, скорее всего, по итогам 2024 года будет исторический рекорд, но по прибыли ситуация будет ухудшаться.