«Наш фестиваль — праздник света и веры в добро»
Екатерина Галанова о XXIII сезоне Dance Open
С 9 по 19 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге на основной сцене Александринского театра при поддержке Министерства культуры РФ и комитета по культуре Санкт-Петербурга пройдут спектакли XXIII сезона Международного фестиваля балета Dance Open. В программу фестиваля включены пять хореографических вечеров, а также гала звезд Dance Open. Две значимые балетные площадки страны представят свои самые актуальные и знаковые постановки: «Урал Балет» покажет вечер одноактных балетов «Павильон Армиды / Венгерские танцы / Sextus Propertius», Пермский театр оперы и балета презентует собственную версию исторического балета «Ярославна». Зарубежная часть фестиваля представлена труппой из ЮАР «Театр танца Вуяни», аргентинской танцевальной компанией Хермана Корнехо и труппой современного танца Гуандуна (Китай). Накануне фестиваля основатель и руководитель проекта Екатерина Галанова ответила на вопросы «Ъ-СПб».
— Каковы ваши настроение и ожидания накануне открытия XXIII сезона?
— Мы задавали себе вопрос, насколько в наше время уместна организация танцевальных, балетных фестивалей. Ведь наш фестиваль — это всегда праздник, но уместен ли праздник сейчас? И сами для себя мы ответили на этот вопрос утвердительно: то, что мы привозим, и вообще в принципе танец — это такая светлая очень история. И все, кто к ней причастен (я имею в виду не только исполнителей, творцов, но и зрителей), что-то привносят светлое в свою жизнь, они встают на сторону света и делают свою жизнь лучше. Поэтому мне кажется, что это очень важный проект, который позволяет нам верить в добро.
— Каким будет новый сезон фестиваля? На что зрителям стоит обратить особенное внимание?
— 23 года фестивалю, это уже зрелый для любого проекта возраст. В этом году у нас приезжают замечательные коллективы. Открывает фестиваль потрясающий режиссерский спектакль «Ярославна» в исполнении Пермского балета. Труппа Пермского балета — один из лучших коллективов России. Спектакль красочный, интереснейший, на очень сложную, но при этом мощнейшую музыку Бориса Тищенко. Я считаю, что нельзя его пропускать, нужно обязательно его посетить. Второй спектакль, следующий за открытием,— это спектакль «Урал Балета». Есть у нас такое место теперь в мире, есть на мировой балетной карте такая точка, которая называется «Урал Балет». Это место эксперимента, место очень многих потрясающих хореографических работ. И это тройка, которую мы привозим, три топовых хореографа: Вячеслав Самодуров, Антон Пименов и Максим Петров, чью работу я оцениваю как серьезнейшую заявку на мировом уровне.
— Каких интересных гастролеров мы увидим на фестивале в этом году?
— Среди гастролеров особенно хочется отметить труппу из ЮАР «Театр танца Вуяни». Это хореография, где соединена африканская этника с современным танцем. Это не только балет, но и мощнейшая работа хора. Все вместе — просто потрясающая энергетика, невероятная! Это безумно интересно и абсолютно самобытно, ни на что не похоже. Мы давно хотели их привезти, и сейчас наконец это время пришло.
Следующие наши гастролеры — труппа из Аргентины, танцевальная компания Хермана Корнехо. Мировые критики называют этот коллектив лучшими исполнителями аргентинского танго. Это, конечно, не танго в чистом виде: там много современных историй, переосмысление старинного танца.
А труппа из китайской провинции Гуандун представит собственное прочтение западной современной пластики, смешанной с восточными традициями, историей.
В финале фестиваля традиционно состоится гала-концерт. Билеты на практически все мероприятия фестиваля почти закончились, осталось немного. Программа очень насыщенная и разнообразная.
— Год назад в интервью с моей коллегой из «Коммерсанта» вы упоминали о логистических и организационных проблемах. Что-то изменилось в этом плане?
— Проблемы остались те же. Нужно прилагать в десять раз больше усилий, чтобы привезти и сами труппы, и декорации, и все остальное, но, как говорится, «безумству храбрых поем мы песню». Главное, что есть понимание, как решать тот или иной логистический вопрос. Я могу сказать, что с теми усилиями, которые сейчас затрачиваются для того, чтобы организовать качественный фестиваль, в прежние годы мы могли бы организовать десяток таких фестивалей. Увеличился объем нашей работы, выросла ее интенсивность и количество трудностей. Добавилось множество новых непредвиденных обстоятельств, хотя остались и старые. И как-то за два года мы научились эти проблемы решать.
— В чем вы, как руководитель Dance Open, сегодня видите задачу фестиваля?
— Наша задача, миссия, если позволите так несколько высокопарно выразиться,— в том, чтобы соединять и как-то изменять всю эту ситуацию к лучшему. И мы работаем ежедневно и еженощно с этим вопросом. В режиме нон-стоп пытаемся создавать вот эту точку притяжения в Петербурге. Это точка, в которую стекается вся балетная танцевальная мысль, в которой всегда появляется что-то интересное, куда нужно приехать как в балетную танцевальную Мекку. Мы продолжаем нашу работу: обстоятельства бывают иногда выше нас, а иногда бывает так, что мы выше обстоятельств. Прошлый и нынешний фестивали показывают, что у нас вроде бы все получается.