Lada Granta заедет на конвейер в Азербайджане
Каковы перспективы АвтоВАЗа в республике
АвтоВАЗ запустил производство автомобилей Lada в Азербайджане. Первыми там начали собирать модель Granta, но в перспективе завод рассчитывает добавить к ней внедорожники Niva и седаны Vesta, сообщили в пресс-службе российского автоконцерна. АвтоВАЗ организовал производство на площадке одного из местных партнеров. Компания поставит туда только машинокомплекты, а готовые авто будут храниться на предприятии. Местный персонал обучали специалисты из Тольятти.
В планах у компании в 2024 году собрать примерно 1,5 тыс. машин, а в перспективе нарастить объемы до 5 тыс. штук. Автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что это довольно скромные показатели: «Сборка в другой стране не всегда экономически оправданна. Но, может быть, в этом есть такой смысл: что-то мы собираем, и это дает возможность выйти на рынок всему модельному ряду. Потому что есть очень много компаний, которые хотели бы начать работать в какой-то стране, а там внутренние серьезные ограничения. Так было, например, у нас с Узбекистаном.
У АвтоВАЗа выпали какие-то серьезные направления, и надо искать выходы на другие рынки, потому что это действительно очень важно, так что Азербайджан в этом плане достаточно интересен. Это может быть непросто, но перспективно.
Экономически выгодно производить примерно 30 тыс. автомобилей, но о таком количестве пока речи не идет. Вместе с тем Азербайджан — страна не очень большая, но достаточно успешная с точки зрения экономики. Там покупатели денежные. И если АвтоВАЗ что-то хочет им предложить интересное, то ради бога. Тем более раньше у производителя там были сильные позиции, сейчас провинция до сих пор ездит на машинах АвтоВАЗа. И выгоднее, конечно, концерну выходить именно с Lada Granta, потому что она доступная. Мало кто может предложить автомобили в таком классе за такую цену».
В 2023 году американские власти включили АвтоВАЗ в санкционные списки. После этого глава компании Максим Соколов заявлял, что это привело к блокировке платежей концерна банками как недружественных, так и дружественных стран. В итоге увеличилось и число отказов от сотрудничества с автопроизводителем, ему пришлось даже сокращать производственный план на 10%.
И санкции действительно сильно ограничивают круг потенциальных партнеров для российского автоконцерна, отметил юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян: «Если компания попадает в SDN-лист, то это формально юридически не создает для нее никаких правовых последствий в отношении ведения бизнеса с неамериканскими лицами вне юрисдикции Штатов с использованием иной валюты, кроме доллара США, а также с использованием товаров, которые не контролируются США.
Но на практике, конечно, когда ограничения вводятся против какой-то компании, то у ее контрагентов могут возникать опасения. Ведь американцы применяют вторичные санкции из-за взаимодействия с фигурантами SDN-листа.
Кроме того, эти критерии изменчивы и в правоприменительной практике не очень-то ясны. Как правило, компании хотят взаимодействия с долларом американским. Но всегда найдутся те, которые в этом не очень заинтересованы, например, фирмы, которые рассчитываются в других валютах и не торгуют с американскими лицами и/или американскими товарами».
Летом 2023-го глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявлял о переговорах с Эфиопией по поводу экспорта машин Lada и их сборки внутри страны. Посол страны тогда отмечал, что потенциальными рынками для компании могут выступить еще и Судан, Южный Судан, Кения и Сомали.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".