Кандидатам в водители прописали правила

Как изменятся условия для сдачи экзамена в ГИБДД

С 1 апреля ученики автошкол начнут сдавать на права по новым правилам. Изменения коснутся, в частности, экзамена по вождению и списка документов, появятся и новые причины для отказа в допуске к испытаниям.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Подробнее о нововведениях — в справке “Ъ FM”.

Теперь сдать экзамен можно будет, получив семь штрафных баллов, а не пять, как раньше. Помимо этого, габариты для выполнения разворота увеличатся на 2 м, с 5 до 7 м. Тем, кто трижды провалил экзамены, предпринять новую попытку можно будет не ранее чем через полгода. По прежним правилам сделать это разрешалось через месяц.

Меняется и список документов. Помимо квитанции об оплате госпошлины, паспорта, заявления, свидетельства о профессии водителя и медицинской справки, для допуска к экзамену необходимо предоставить СНИЛС. А иностранный гражданин должен будет предъявить нотариальный перевод паспорта.

Остаться без допуска к экзамену с 1 апреля могут ученики так называемых серых автошкол. Речь о заведениях, которые не получили от ГИБДД заключения о наличии необходимой материально-технической базы, в частности, тренажеров или площадки для практики вождения. Не будут допущены к сдаче и выдаче прав и те, кто получил повестку в военкомат, но проигнорировал ее.

Для водителей легковых автомобилей из практических заданий убрали начало движения и остановку на спуске. А такие маневры, как обгон и опережение транспортных средств, кандидата попросят выполнить, только если на дороге будет такая возможность. Президент Гильдии автошкол России Алексей Нестеренко считает, что изменения в какой-то мере могут упростить аттестацию: «Мы настороженно к таким изменениям относимся, потому что пока неизвестно, как это будет отражаться на практических экзаменах.

Многие сотрудники ГИБДД тоже пока не очень понимают, что и как будет. Наше мнение, что все-таки изменения лучше бы сначала как-то обкатывать на пилотных регионах.

Что касается балльной системы, то я считаю, что оценки на экзамене не всегда были справедливы. Допустим, невыполнение команды инспектора влекло за собой три штрафных балла, то есть больше половины из пяти возможных, хотя человек не нарушил правила дорожного движения. Так что в этом плане получается, что кандидатам в водители будет немного полегче.

Если же говорить про сроки пересдачи, то я соглашусь: тот, кто не справился с экзаменом с третьей попытки, еще не готов к тому, чтобы управлять автомобилем. Но полгода — это слишком большой срок. Спустя это время, скорее всего, такие люди просто отсеются, либо им придется практически проходить обучение заново».

Сейчас лицензии у автошкол бессрочные, их выдает Рособрнадзор после того, как ГИБДД однократно проверяет их программы обучения и учебно-материальную базу. Инициативу с повторными ревизиями ранее поддержали в Минпросвещения и Рособрнадзоре, но Минэкономразвития выступило против. В этой сфере необходимо принять более жесткие меры, заметил адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько:

«Если ГИБДД говорит о том, что есть школы "серые", а есть легальные, то основной вопрос: а почему первые вообще существуют? То есть надо, соответственно, их полностью исключить, чтобы человек, начиная обучение, был уверен, что эта школа даст нормальные знания, а не формальную бумажку, а дальше ему придется самому как-то все навыки совершенствовать. Однако если такие организации работают, то, наверное, ГИБДД должна провести внеочередную внеплановую проверку их всех, чтобы понять, сколько таких заведений, которые не соответствуют требованиям.

Получается, что с 1 апреля эти школы необходимо четко разделить на те, которые могут учить, и на те, которые учить не должны.

Вместе с тем, если ученику была оказана некачественная услуга, то надо требовать деньги обратно. Ведь обучение имело своей целью допуск к сдаче экзамена на водительское удостоверение. Если эти знания в силу чего-либо не соответствуют даже формальным требованиям по допуску, то, конечно, можно говорить о том, что автошкола не выполнила своих обязательств. Даже если представить, что ученики получили идеальные знания, но формально они к экзамену допущены не будут, это может вызвать большую волну возмущения».

По данным ГИБДД, с каждым годом в стране становится все меньше автошкол. За последние 12 лет перестали работать около 300 таких учебных заведений. Общее количество проведенных экзаменов на получение водительских удостоверений за 2023 год также сократилось. Теоретическую часть с первой попытки сдали 36% претендентов, а практическую — лишь 12%.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Деннис Беспалов

Вся лента