Критическая с мест
Украина и ее западные союзники заговорили о тяжелой ситуации на фронте
В последние дни на Западе и на Украине с тревогой заговорили о том, что на линии соприкосновения складывается критическая для ВСУ ситуация, хотя еще недавно уверяли, что Украине удалось ее стабилизировать. По словам украинского президента Владимира Зеленского, без возобновления военных поставок из США украинским войскам придется «отступать шаг за шагом». При этом он подчеркнул, что Киев больше не может ждать и помощь ему «нужна сейчас», о чем господин Зеленский и сообщил в неожиданном телефонном разговоре со спикером Палаты представителей Конгресса США Майком Джонсоном.
С тех пор как с начала 2024 года США почти перестали оказывать Украине военную помощь из-за разногласий в Конгрессе, в заявлениях представителей политических и экспертных кругов на Западе зазвучали тревожные нотки. Но в последние недели на фоне усилий Чехии по закупке для ВСУ 800 тыс. снарядов в третьих странах и относительной стабилизации фронта на смену негативным прогнозам пришли более оптимистичные настроения. Однако в конце прошедшей недели эксперты, СМИ и политики вновь начали рисовать мрачные для Киева сценарии.
В частности, в пятницу, 29 марта, глава германской партии ХДС, ныне пребывающей в оппозиции, Фридрих Мерц заявил о возросшей вероятности военного поражения Украины. По его словам, за событиями на линии фронта он наблюдает «со все большим беспокойством». «Россия переориентировала всю свою экономику на военные рельсы и производит оружие и боеприпасы в объемах, значительно превышающих ее текущие потребности. Это значит, что Россия усиленно перевооружается гораздо больше, чем тратит в войне»,— сказал господин Мерц, заодно призвав правительство канцлера Олафа Шольца поставить ВСУ дальнобойные ракеты Taurus.
О том, что ситуация на поле боя может обостриться, в пятницу заявила и глава МИД ФРГ Анналена Бербок, отметив, что «невозможно представить, что произойдет, если она (Украина.— “Ъ”) проиграет».
Неоптимистичный взгляд германских политиков поддержал военный аналитик немецкого таблоида Bild Юлиан Репке. По его мнению, шансы Украины военным путем решить территориальный вопрос «стремятся к нулю», а у Киева на руках сейчас фактически два сценария. Первый — заморозка боевых действий по линии фронта. Второй — дальнейшее отступление. Господин Репке уверен, что предотвратить подобное развитие событий могут только многократное увеличение военных поставок от западных союзников и мобилизация не менее 300 тыс. солдат для ВСУ. Среди прочего он заявил, что российские войска оказались близки к выходу «на оперативный простор» под Авдеевкой и местами прорвали украинскую линию обороны.
Неожиданно к оценке ситуации на фронте как критической присоединился Владимир Зеленский, несколько недель назад заявлявший о «стабилизации». По его словам, если Конгресс США не одобрит законопроект, предполагающий $60 млрд для Киева, то у Украины «не будет ни противовоздушной обороны, ни ракет Patriot, ни средств радиоэлектронной борьбы, ни 155-миллиметровых артиллерийских снарядов». «Это означает, что мы будем возвращаться назад, отступать шаг за шагом, маленькими шагами»,— сказал президент Украины в интервью The Washington Post. Он отметил, что у ВСУ в наличии во много раз меньше боеприпасов, чем необходимо для удержания фронта. «Если вам нужно 8 тыс. выстрелов в день, а у вас только, например, 2 тыс., вы вынуждены делать меньше (выстрелов.— “Ъ”). Каким образом? Конечно, отступить. Сделать линию фронта короче. Если она прорвется, россияне могут пойти на крупные города»,— признал Владимир Зеленский. По его словам, если Украине удастся стабилизировать фронт, то она сможет подготовить новые бригады для контрнаступления.
При этом за день до выхода интервью The Washington Post Владимир Зеленский прокомментировал ход боевых действия американскому телеканалу CBS News. «Это правда. Мы проигрываем. Не за один день. Конечно, мы потеряем какие-то наши территории… Для нас это будет большим вызовом, как потом все это возвращать. Для нас это большие жертвы»,— сказал президент Украины, подчеркнув значимость американской помощи.
Другими словами, и заявления господина Зеленского, и прогнозы представителей западных стран так или иначе отсылают к американскому Конгрессу, где более полугода бурлит дискуссия о выделении Киеву многомиллиардного финансирования.
Украинский лидер 29 марта даже позвонил спикеру Палаты представителей Майку Джонсону, от решения которого выносить или не выносить законопроект о помощи союзникам зависит будущее поставок из США. По итогам беседы Владимир Зеленский заявил, что «быстрое одобрение Конгрессом помощи Украине критически важно». Однако о реакции господина Джонсона, ранее обещавшего заняться украинским вопросом после выхода палаты с пасхальных каникул 9 апреля, не сообщалось.
На фоне серии негативных прогнозов и допущений выделяется интервью агентству «Укринформ» главнокомандующего ВСУ Александра Сырского, который назвал ситуацию на фронте «напряженной», но заверил, что украинские военные не только обороняются, но и наступают на отдельных направлениях. «Количество возвращенных позиций превышает количество потерянных»,— сказал генерал. Примечательно, что несколько месяцев назад прежний главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный был как раз тем человеком, кто сообщал о критической и тупиковой ситуации на фронте, из-за чего резко расходился с оптимистичными оценками своего президента.
Вероятно, несоответствие этого высказывания действительности (о чем говорят и украинские эксперты) подтверждает и тот факт, что впервые за долгое время Владимир Зеленский на днях допустил старт мирных переговоров с Москвой до того, как ВСУ удастся выйти на границы 1991 года.
Хотя еще недавно это было ключевым условием Киева для диалога с РФ и центральным пунктом «формулы мира», на основе которой Украина с помощью Швейцарии в ближайшие месяцы планирует созвать международный саммит. Господин Зеленский обнародовал новое условие: для начала переговоров может хватить возвращения Киевом контроля над утраченными после февраля 2022 года территориями.
Несмотря на смягчение позиции, в Москве такой подход к диалогу отвергли. «Геополитическая реальность с момента начала СВО кардинально поменялась, изменились границы и Украины, и Российской Федерации. У нас появилось четыре новых субъекта, и это нельзя не учитывать, это новая реальность, с которой, безусловно, всем придется считаться»,— заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.