Водителям кое-что простят
Меняются правила экзаменов в ГИБДД и процедуры выдачи прав
Важный этап реформы подготовки водителей и выдачи водительских прав стартует 1 апреля. В ГИБДД говорят, что практический экзамен — демонстрация навыков вождения — теперь станет удобнее и проще для кандидатов. Так, вместо прежних пяти штрафных баллов за те или иные промахи начинающий водитель может набрать семь баллов, прежде чем экзамен будет остановлен. Эксперты ожидают в связи с этим увеличения доли граждан, прошедших испытания с первого раза,— сейчас таковых всего 11%. Впрочем, вместе с послаблениями запланированы и ужесточения: кандидатов в водители, трижды заваливших тест по вождению, ждут вновь в ГИБДД не ранее чем через полгода.
1 апреля вступили в силу три нормативных акта, регулирующие вопросы подготовки российских водителей и выдачи прав,— поправки к закону «О безопасности дорожного движения», новая редакция постановления правительства №1097 «О допуске к управлению транспортными средствам» и изменения в административный регламент МВД (приказ №80).
Прежде всего, до экзамена теперь не допустят граждан, которые отучились в автошколе, не имеющей специального заключения ГИБДД о проверке учебно-материальной базы (прежде обязательной была только образовательная лицензия учреждения). Водителям, у которых нет минимального годового стажа управления легковым авто или грузовиком, не разрешат сдавать экзамен на категорию D. Наконец, не будут допущены к сдаче (и замене прав) и те, кто получил повестку в военкомат.
При этом сам практический экзамен сдать будет несколько проще, чем прежде.
Так, ранее допустимый предел ошибок, которые мог совершить кандидат в водители, ограничивался пятью баллами (каждое неправильное действие имеет свой вес). Теперь — семь. Изменилась и система начисления баллов. К примеру, за непристегнутый ремень или пересечение стоп-линии начисляли пять штрафных баллов, теперь — четыре. ГИБДД, отметим, расшифровала, что значит «неуверенно пользовался органами управления транспортного средства» (один штрафной балл): рывки при старте, чрезмерно резкое торможение, начало движения на «ручнике», долгое переключение передач. Элемент «обгон или опережение» более не является обязательным во время экзамена (поскольку это не всегда возможно сделать), решение остается за экзаменатором.
Послабление должно, вероятно, увеличить число сдающих экзамен с первого раза. Сейчас таких всего 11%. «Практическая часть экзамена станет не проще — скорее удобнее для кандидатов, которые волнуются и допускают ошибки неосознанно. Мы им даем второй шанс»,— пояснил начальник управления ГИБДД России Роман Мишуров, выступая накануне в эфире ТВЦ.
На переднем пассажирском сиденье за дублирующими педалями теперь разрешено находиться представителю автошколы (раньше туда допускался только экзаменатор ГИБДД). Обязательное условие: учебная машина должна быть оборудована световой или звуковой сигнализацией нажатия на дублирующие педали. Так инспектор может контролировать, не пытается ли сотрудник автошколы помочь кандидату.
Для получающих мотоциклетные и мопедные права (категории А и М) ГИБДД подготовила упражнение под названием «Колейная доска»: кандидату нужно проехать 10 м по искусственной колее, не касаясь земли ногами, и остановиться перед линией «Стоп», включив нейтральную передачу. Упражнение «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места» для мотоциклистов отменено.
Меняются и правила пересдачи экзаменов.
Раньше, если водитель трижды подряд не сдал «практику», он мог прийти повторно через месяц. Теперь срок увеличен до шести—девяти месяцев (в зависимости от того, какую дату назначит ГИБДД). По данным ГИБДД, 16% кандидатов не сдают экзамен с четвертой (и следующих) попытки. Срок пересдач между первой, второй и третьей попытками остался прежним — семь дней. Водители, у которых одновременно открыты категории B и CE (легковая машина и грузовик с прицепом), отныне автоматически получают право управлять легковой машиной с прицепом (категория BE). Стаж управления легковой машиной должен быть не менее года.
Также начали действовать новые ограничения для иностранцев (за исключением граждан Белоруссии). Своими зарубежными правами они теперь смогут пользоваться лишь в течение года после получения вида на жительство, затем нужно будет получить российское водительское удостоверение. Граждане РФ смогут пользоваться иностранными правами в течение года с даты последнего въезда в Россию. До 1 апреля 2025 года действует льготный период — можно поменять свои удостоверения без экзаменов. После этой даты, если в иностранных правах открыты категории М, А, B, для получения российских прав надо будет сдать теорию. Если открыты категории C и D, то нужно пройти обучение и сдать внутренний экзамен в автошколе, а потом сдать экзамены в ГИБДД. Но если иностранец — водитель грузовика или автобуса из страны, где русский язык государственный (Казахстан, Киргизия, Южная Осетия и т. д.), достаточно будет сдать только теорию.
Вступивший в силу закон, напомним, готовился МВД с 2020 года, а в Госдуму поступил в 2022 году. В парламенте сейчас находится еще один законопроект совместного авторства МВД и Минздрава, переводящий все водительские медсправки в электронный вид. В ноябре 2022 года документ приняли в первом чтении, сейчас он готовится ко второму.