СВО загрузила омбудсменов работой
Уполномоченные по правам человека в СФО подводят итоги 2023 года
Данные о работе уполномоченных по правам человека в регионах Сибирского федерального округа (СФО) показали разную динамику количества полученных ими в 2023 году обращений. В Иркутской области, Республике Хакасия и Алтайском крае оно выросло, а в Новосибирской и Томской областях, Красноярском крае, напротив, сократилось. Но в каждом субъекте федерации значительное число жалоб, связано со специальной военной операцией (СВО). Часть обращений связана с пропавшими без вести, а также с возвращением сибиряков из плена домой. Ряд омбудсменов указали на то, что неравенство статусов участников СВО до сих пор остается частой проблемой, которой им приходится заниматься.
Уполномоченные по правам человека в регионах СФО подводят итоги своей работы в 2023 году. Соответствующие доклады уже опубликованы в Республике Хакасия, Красноярском и Алтайском краях, а также Иркутской, Томской и Новосибирской областях.
Как выяснилось, единого тренда по количеству полученных омбудсменами обращений нет. В трех регионах число жалоб выросло. Заметнее всего — на 20,3% — в Иркутской области. Если в 2022 году было зарегистрировано 2706 обращений иркутян с просьбами о содействии в восстановлении нарушенных прав, то в 2023-м — уже 3399. В Хакасии число обращений выросло на 11% — с 542 до 602. Республиканский омбудсмен Андрей Шулбаев при этом отметил, что «тенденция на увеличение количества обращений сохраняется уже третий год». В Алтайском крае рост составил 5% — с 1823 до 1909.
В трех других регионах количество обращений, напротив, сократилось. В Новосибирской области сразу на 14,7% — с 3295 до 2809. В Томской области уполномоченный получил 2829 обращений, что на 7,2% меньше, чем в 2022-м. В Красноярском крае этот показатель сохранился почти без изменений: 2125 в 2022 году и 2079 в 2023-м (–2,1%).
Впрочем, почти во всех названных субъектах федерации омбудсмены зафиксировали рост числа обращений, связанных с проведением СВО. В Иркутской области он составил 83% (со 193 до 1140).
«Если в 2022 году у заявителей преимущественно стояли вопросы, связанные с призывом на военную службу по мобилизации, предоставлением гражданам отсрочек, то в 2023 году более остро вставали вопросы, относящиеся к реализации права на медицинскую помощь, предоставление мер социальной поддержки, а также связанные с установлением статуса военнослужащего»,— сообщила уполномоченный по правам человека в Приангарье Светлана Семенова.
В Хакасии обращения, связанные с прохождением военной службы, составили почти 25% (150). Их число выросло на 8,7%. «Поступило 57 обращений об оказании содействия в возвращении военнослужащих на территорию Российской Федерации из плена, что составило 9,5% от общего количества поступивших обращений. В 2022 году поступило 16 таких обращений (2,9%)»,— привел пример республиканский омбудсмен Андрей Шулбаев.
Его коллега в Алтайском крае Антон Васильев указал, что в прошлом году более чем втрое выросло число обращений, связанных с законодательством об обороне. Их доля в общей массе обращений в 2023 году превысила 20%. 42% таких документов касаются установления местонахождения военнослужащих и включения их в списки на обмен. В 28% случаев речь идет об условиях прохождения военной службы, в 13% — о денежном довольствии.
«В ситуациях, связанных с СВО, и иных нарушениях прав граждан заметен резкий рост (+10,9%) обращений»,— отметил, в свою очередь, красноярский омбудсмен Марк Денисов. Снижение числа обращений из расположенных в крае мест лишения свободы, по его мнению, также связано с «разовым крупным сокращением числа осужденных в условиях СВО». «Помимо 312 обращений, связанных с действиями военных властей, получено еще 118 обращений в защиту прав участников СВО и членов их семей, не имеющих прямого отношения к действиям Министерства обороны РФ. А общее количество жалоб и обращений, в той или иной мере связанных с проведением СВО, достигло 430»,— говорится также в докладе, подготовленном господином Денисовым.
В Томской области, несмотря на общее сокращение числа жалоб, омбудсмен Елена Карташова указала на то, что впервые за последние 10 лет в тройке лидирующих были обращения, затрагивающие личные права граждан. По ее словам, рост обусловлен, прежде всего, участием жителей Томской области в СВО. «В обращениях такого рода затрагивались такие вопросы, как восстановление документов (в том числе для получения денежных выплат, мер социальной поддержки), поиски пропавших без вести, возвращение участников СВО из украинского плена и другие»,— пояснила госпожа Карташова.
Омбудсмены в своих докладах указали на ряд обстоятельств, которые препятствуют решению проблем сибиряков, в их числе различие статусов участников СВО.
«В ходе боевых действий участники добровольческих формирований, имеющих особый статус, получали ранения различной степени тяжести. Оказавшись на лечении в госпитале, они не могут пройти на военно-врачебной комиссии процедуру установления причинной связи полученных ими увечий, заболеваний и их участия в СВО»,— отметила, например, Светлана Семенова. Марк Денисов также указал, что «количество статусов участников СВО не ограничено, их правовое положение окончательно не урегулировано, несмотря на позицию президента». Антон Васильев в своем докладе рекомендовал законодательному собранию Алтайского края «инициировать на федеральном уровне принятие решения об обеспечении участников СВО комплексом реабилитационных услуг вне зависимости от региона их проживания и категории участия в боевых действиях».
В апреле ожидается публикация докладов омбудсменов в республиках Алтай и Тыва, Омской и Кемеровской областях.