От простоя к сложному
Трейдерам угрожают ростом штрафов за задержки цистерн
Как стало известно “Ъ”, правительство поручило бирже СПбМТСБ проработать вопрос о двукратном увеличении штрафов для грузополучателя за сверхнормативный простой вагонов с нефтепродуктами. Эти штрафы после десятого дня простоя могут вырасти с 4 тыс. до 8 тыс. руб. за цистерну. По мнению владельцев АЗС, рост штрафов не решит проблему простоя цистерн, но несет риски роста цен на топливо на заправках.
Правительство рекомендовало СПбМТСБ изменить правила биржевых торгов так, чтобы штрафы для грузополучателей за простой железнодорожных цистерн выросли до 8 тыс. руб. в сутки, следует из протокола совещания вице-премьера Александра Новака с нефтекомпаниями от 22 марта (копия есть у “Ъ”). Такой величины штрафы могут достигнуть на 11-й день сверхнормативного простоя. По словам собеседников “Ъ”, вопрос обсуждался на совете секции биржи в первой половине февраля, решения пока нет. В протоколе также рекомендуется бирже увеличить размер гарантийного обеспечения для покупателей по биржевым договорам с 5% до 15% при железнодорожных отгрузках. В СПбМТСБ не ответили на запрос “Ъ”.
Рост штрафов за сверхнормативные простои не только не решит проблему, но и создаст дополнительные существенные издержки для грузополучателей и риски увеличения стоимости топлива для конечного потребителя, заявил “Ъ” гендиректор топливного трейдера «Уфаойл» Ринат Фаттахов. «Лишь в 20% случаев простои происходят по вине грузополучателей, а ключевые причины заключаются в ограниченной пропускной способности железнодорожной сети»,— считает он. По оценкам Рината Фаттахова, для «Уфаойла» за последние два года число простоев уже выросло в шесть раз. Так, в первый-четвертый день сверхнормативного простоя штраф составляет 2 тыс. руб. за цистерну, с пятого дня — 4 тыс. руб., в среднем это порядка 2 тыс. за тонну нефтепродуктов в месяц, а стоимость хранения на нефтебазе значительно ниже — 700 руб. в месяц, поэтому «реплики о том, что покупателям выгодно хранить топливо в вагонах, безосновательны». По оценкам другого собеседника “Ъ”, «простой под выгрузкой биржевых нефтепродуктов является критичным».
При доле биржевых отгрузок в РФ до 10% от общего числа перевозок нефтепродуктов с января 2023 по март 2024 года доля простоев на выгрузке по биржевым сделкам превысила 50% от всех простоев по выгрузке.
Ситуация с простоями сложная, согласен глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Есть отдельная проблема с цистернами, которые идут через биржу: там зачастую мелкие повагонные отправки, малые грузополучатели, есть проблемы, связанные с их приемом, а также со специфическими плавающими сроками доставки. В решении о штрафах есть логика, полагает эксперт, поскольку важно, чтобы в условиях нестабильного обеспечения внутреннего рынка топливом «именно биржевая история продолжала развиваться».
Решение проблемы сверхнормативных простоев в первую очередь лежит в области обеспечения ритмичности отгрузок и снижения сроков доставки моторных топлив по железной дороге, выросших в 2023 году почти в два раза, считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. «Что же касается штрафов за сверхнормативный простой, то его уплачивать должен тот, кто виноват. Для этого необходимо вернуться к процедуре автоматического заполнения акта общей формы (форма ГУ-23.— “Ъ”), описывающего все движения цистерны после прихода на станцию назначения, но на сегодняшний день по непонятным причинам такие акты перестали оформляться ОАО РЖД»,— отмечает он.
Александр Новак также поручил ФАС, СПбМТСБ и ОАО РЖД проработать вопрос предоставления права поставщику отклонять заявку на поставку нефтепродуктов в случае, если ОАО РЖД сообщит о скоплении вагонов на соответствующей станции назначения. В ФАС заявили “Ъ”, что поручение получили и «концептуально поддерживают инициативу для предотвращения риска затоваривания НПЗ, вследствие чего может снизиться выпуск топлива». Служба считает, что идея может позволить «снизить нагрузку на ж/д инфраструктуру и увеличить оборачиваемость и ритмичность поставок нефтепродуктов».
В марте из-за атак беспилотников пострадали несколько установок первичной переработки нефти на НПЗ «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, что создало риски нехватки топлива. Согласно протоколу, нефтяникам «рекомендовали ускорить загрузку мощностей НПЗ за счет своевременного вывоза нефтепродуктов».