Уехать можно и без суда
МВД направило в правительство законопроект о контроле въезда, пребывания и выезда иностранцев
МВД направило в правительство проект федерального закона, усиливающий контроль въезда, выезда и пребывания иностранцев на территории России, сообщила в понедельник официальный представитель МВД Ирина Волк. Одним из новшеств проекта по сравнению с версией 2021 года стало сокращение срока временного пребывания иностранцев до 90 дней в течение календарного года вместо нынешних 6 месяцев. Среди предложений также создание «единого документа» и «цифрового профиля» мигранта, обязательная дактилоскопия и подписание «соглашение о лояльности», а также возможность депортации без решения суда в случае угрозы «конституционно защищаемым ценностям». По данным «Ъ», в правительстве концептуальных возражений против предложений МВД нет, но у участвующих в согласовании ведомств есть ряд технических и юридических замечаний.
Официальный представитель МВД России Ирина Волк сообщила, что ведомство завершило работу над проектом федерального закона «Об условиях въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также условиях их пребывания и проживания на территории РФ» и направило его на рассмотрение в правительство.
Как ранее сообщал «Ъ», концепция законопроекта появилась еще в сентябре 2020 года, а первая его версия была опубликована на regulation.gov.ru в июле 2021 года. Тогда в числе основных изменений называлось «единый документ» для трудовых мигрантов в виде ID-карты с электронным носителем. Получить карту иностранцы могли бы только после прохождения дактилоскопии, медосмотра (со справками об отсутствии наркомании и ВИЧ), приобретения полиса ДМС и создания личного кабинета на портале Госуслуг. Предполагалось, что, создав кабинет, мигрант внесет аванс в счет НДФЛ в соответствии с патентом и подаст заявление в МВД на включение в реестр иностранных работников (в 30-дневный срок после пересечения границы). МВД на принятие соответствующего решения отводилось 10 дней. Кроме реестра иностранных работников законопроект упоминал и о реестре работодателей. В документе также предлагалось обязать иностранцев при въезде в РФ подписывать «соглашение о лояльности» с отказом от участия в экстремистских организациях, «несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании»: нарушение означало высылку за счет нарушителя. Депортировать иностранцев предполагалось не только по решению суда, но и на основании акта МВД, если их пребывание в стране «сопряжено с угрозой конституционно защищаемым ценностям». В документ также включили предложение по созданию режима «контролируемого пребывания», в том числе для лиц, в отношении которых «органами государственной власти приняты решения, препятствующие их выезду из РФ»; и по введению полицейского надзора за пребыванием иностранцев.
Версия законопроекта, направленная в правительство РФ, пока не обнародована, но из заявлений госпожи Волк можно сделать вывод, что она включает перечисленные предложения 2021 года.
При этом изначальный законопроект претерпел ряд изменений. В частности, временное пребывание иностранцев в России в новой редакции ограничено сроком в 90 дней в течение календарного года — сейчас этот срок составляет не более 90 дней в течение 6 месяцев. Кроме того, в документе говорится о создании «цифрового профиля иностранного гражданина» — «совокупности сведений, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций и связанных единым уникальным идентификатором». Еще одно предложение, которого не было в проекте 2021 года,— запрет государственным органам, организациям, физическим и юридическим лицам оказывать нарушителям миграционного законодательства каких-либо услуг. Все заинтересованные смогут «в режиме реального времени получить электронное подтверждение законности пребывания иностранцев в России… В частности, электронное подтверждение законности пребывания будет необходимо для регистрации прав на недвижимость, брака, рождения ребенка, зачисления в вузы, колледжи и школы», пояснила госпожа Волк.
По данным «Ъ», в правительстве концептуальных возражений против проекта МВД нет, однако у участвующих в согласовании ведомств есть ряд технических и юридических замечаний, которые потребуют работы над текстом до его одобрения правительством.
Глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников (КПРФ) рассказал «Ъ», что комитет давно ждал инициативу МВД, но с полным текстом документа пока не знаком. Депутат не хотел бы, чтобы при работе над документом проявилась «торопливость» в связи с последними событиями, а именно с терактом в «Крокус Сити Холле»: «Надо вдумчиво подойти к вопросу; второпях можно принять такие решения, которые мы не сможем выполнять, или, наоборот, так ужесточить контроль, что все “разбегутся”». У господина Калашникова есть вопросы к ряду предложений МВД, в том числе к сочетанию «цифрового профиля» с процедурой набора иностранных рабочих через госоператора, при которой мигранты могут свободно въехать в Россию и на месте приобрести патент. Депутат полагает, что следование процедурам в любом случае должно быть выгодно мигрантам, «а законом выгоду не создашь».
«С одной стороны, рынок труда страдает от недостатка рабочих рук, причем преимущественно в “мигрантских” секторах,— говорит руководитель группы исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер.— С другой — многие в мигрантах видят опасность. Хотя абсолютное большинство мигрантов из стран Центральной Азии к террористической деятельности отношения не имеют, именно эта социальная категория является преимущественным объектом индоктринации со стороны террористических организаций. Если мигрантов станет меньше, террористическая угроза немного, но уменьшится». Единый нормативный акт, регламентирующий въезд и пребывание иностранцев,— «это скорее хорошо, это способствует прозрачности и простоте», говорит господин Варшавер.
В то же время социолог опасается, что итоговая версия законопроекта окажется «рестриктивной»: «Можно разбирать каждую конкретную предлагаемую меру. Скажем, в дактилоскопии не будет ничего страшного; в конечном счете это распространенная международная практика. Но внесудебные депортации — это опасно и коррупционно, так как наделяет силовые органы почти безраздельной властью над мигрантами и их работодателями… Чтобы хотя бы сохранить уровень миграции, сделав ее при этом более контролируемой и безопасной, важно одновременно разрабатывать и принимать стимулирующие меры».
Внесудебные депортации настораживают и правозащитников: председатель комитета «Гражданское содействие» (занимается правовой помощью мигрантам; внесен в реестр иностранных агентов) Светлана Ганнушкина (внесена в реестр иностранных агентов) полагает, что такие меры недопустимы: «Контролировать нужно, но без жестокости». Внесудебные депортации, по ее мнению, не смогут сами по себе повысить уровень безопасности.
Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев заявил «Ъ», что численность нелегальных мигрантов в стране составляет «сотни тысяч» и инициатива МВД полезна.
В ходе обсуждения законопроекта в 2021 году господин Фадеев высказывал опасение, что внесудебные депортации могут ущемлять «естественные права мигрантов». Сегодня он «не видит в такой мере ничего нарушающего права человека», хотя и допускает появление дополнительных коррупционных рисков.
По данным МВД, в первом полугодии 2023 года иностранцам было выдано 9,1 млн документов для постановки на учет (в том числе 1,6 млн — гражданам Узбекистана, 960 тыс.— Таджикистана и 400 тыс.— Киргизии). В ноябре 2023 года в МВД РФ, ранее публиковавшем ежемесячную статистику, заявляли «Ведомостям» о переходе на ежеквартальные сводки, однако на сайте ведомства нет, например, данных о числе выданных иностранцам документов для постановки на учет за 2023 год. В 2022 году таких документов было выдано 16,8 млн по сравнению с 13,3 млн в 2021 году. Число выданных патентов в 2022 году составило 2 млн против 2,2 млн в 2021-м.