Пауки и панельки
«Паутина страха»: новая хоррор-классика
В прокат выходит «Паутина страха» — полнометражный дебют Себастьяна Ваничека, крепкий социальный хоррор про нашествие пауков, премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале.
Только что отпраздновавший тридцатилетие брандахлыст Калеб (Тео Кристин) по мере сил обдумывает житье под сводами жилкомплекса «Арены Пикассо» в парижском пригороде: барыжит эксклюзивными кроссовками, старается держаться подальше как от полиции, так и от наркодилеров, бесконечно ругается с младшей сестрой и ее ухажерами, а для душевного равновесия с головой уходит в свою коллекцию разнообразных экзотических тварей. Как-то раз Калеб, не слишком это афишируя, заимствует у собрата по увлечению великолепный экземпляр редкого и чрезвычайно опасного пустынного паука, нарекает его Рианной и для начала устраивает в коробке из-под очередных предназначенных на продажу «найков». Сидеть в коробке Рианна совершенно не хочет, поэтому выбирается на свободу и со страшной скоростью начинает размножаться. Спустя считаные часы монструозный шедевр городской архитектуры 1980-х вместе с большинством его обитателей оказывается спеленут безжалостной паутиной, а Калебу с немногими уцелевшими приятелями придется скрываться от полчищ восьминогих убийц, которые по неизвестной причине еще и увеличиваются в размерах.
В прошлом году полнометражный дебют Себастьяна Ваничека закрывал «Неделю критики» в Венеции, был отмечен на главных жанровых киносмотрах мира (спецприз жюри в Ситжесе; лучший хоррор и лучший режиссер на «Фантастик Фесте» в Остине) и номинировался на «Сезар» в категориях «лучший дебют» и «лучшие спецэффекты». К этому стоит прибавить практически единодушный энтузиазм критиков и зрителей (восторги варьируются в диапазоне от «лучший хоррор о пауках за всю историю кинематографа» до «именно так и должен выглядеть настоящий дебют»), во всех отношениях удачный договор с Netflix, а также молниеносно и почти официально закрепившееся за Ваничеком звание «нового Александра Ажа».
Не все эти восторги заслужены в полной мере (тот же Ажа в свое время дебютировал картиной куда более безумной и ошарашивающей), но если рассматривать «Паутину» Ваничека не как новоявленную культовую классику, а в качестве сезонного развлечения, то она кажется сплетенной не только за страх, но и за совесть. Фильм может показаться — он и на самом деле такой — излишне серьезным. Не обошлось и без социального комментария в духе Ромеро или Карпентера: силовики, оказавшиеся на месте вроде бы с миссией спасения, представляют для уцелевших героев опасность ничуть не меньшую, чем потомство Рианны. Но по нынешним временам это, пожалуй, предпочтительнее того трэш-зубоскальства, которое принято считать адекватным, когда речь заходит о паукообразных,— вроде удачной, но категорически шутовской «Атаки пауков» Эллори Элкаема.
Особенно же радостно, что в «Паутине страха» с первых минут ощущается очень правильный киноманский бэкграунд: уже самая первая, еще до титров, сцена в пустыне со всей определенностью вдохновлена зачином «Экзорциста». А когда действие совсем набирает обороты, герои «Паутины страха» как будто бы оказываются поочередно внутри разных, но удивительно подходящих к ситуации фильмов прошлых лет. Больше всего это похоже на то, как мультяшные персонажи «Луни Тюнс: Снова в деле» Джо Данте бежали по залам Лувра и то вязли в сюрреалистических трясинах Дали, то распадались на абстракционистские пиксели. Или на путешествия Человека-паука по мультивселенным. А больше всего — на путешествие сквозь пространство и время, показанное во второй части «Музея восковых фигур» Энтони Хикокса. Начав с «Экзорциста», Ваничек сначала нагнетает пригородного неблагополучия в духе «Ненависти» Матье Кассовица, потом маневрирует где-то между «Арахнофобией» Фрэнка Маршалла и «Чужими на районе» Джо Корниша, затем достигает в этом приеме истинного совершенства, сняв один из эпизодов ближе к финалу абсолютно неотличимо от третьих «Чужих» Дэвида Финчера, и совсем уж напоследок он замесил во взрывоопасных пропорциях «Дредда» Алекса Гарленда и Пита Трэвиса и «Рейд» Гарета Эванса. Придраться тут решительно не к чему, так как сделано все с большим пониманием и вкусом. А вот понять, как снимает сам Ваничек и в чем его неповторимая индивидуальность, можно будет как-нибудь в следующий раз.
В прокате с 18 апреля
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram