«Гармошки» вернулись в город

Для Челябинска закупили партию автобусов особо большого класса

В Челябинске на маршруты №64 и №4 вывели десять новых автобусов Volgabus особо большого класса. Вместимость салона каждого из них — до 184 человек. Планируется, что они позволят разгрузить самые востребованные у пассажиров направления в «часы пик». Партия автобусов общей стоимостью 300 млн руб. приобретена на средства специального казначейского кредита, который Челябинская область получила на конкурсной основе. Губернатор Алексей Текслер отметил, что покупка этих машин — часть системной работы по обновлению парка общественного транспорта, которая проводится с 2019 года. По мнению экспертов, замена подвижного состава делает городской транспорт доступнее, и для части горожан он может стать альтернативой личному автомобилю.

Автобусы особо большого класса Челябинская область приобрела на средства специального казначейского кредита

Фото: Артур Якушко, Коммерсантъ

В Челябинске на одни из самых загруженных маршрутов — №64, соединяющий автобусный парк на северо-западе и железнодорожный вокзал, и №4 «ПКиО имени Гагарина—улица Мамина» — вывели десять автобусов особо большого класса, так называемых «гармошек», ставших современной заменой когда-то курсировавших по улицам областного центра удлиненных машин Icarus. Новые автобусы отечественной марки Volgabus работают на природном газе, каждый из них вмещает до 184 человек — почти вдвое больше, чем машины большого класса (до 103 пассажиров), которые регион закупает для областного центра в последние годы в рамках обновления парка.

Как отметил министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев, 64-й маршрут соединяет центр города со спальными районами, из которых в «часы пик» утром нужно вывезти, а вечером увезти обратно большое количество людей. Эту задачу и будут выполнять автобусы особо большого класса: они будут работать на маршруте в самые загруженные часы, а в остальное время пассажиров будут перевозить привычные автобусы большого класса.

«Кроме всего прочего, возможность в одном автобусе перевозить до 184 человек положительно скажется на ситуации с пробками, позволит в какой-то степени разгрузить дороги. Я думаю, что особо большой класс для городов-миллионников сегодня необходим»,— сказал Алексей Нечаев. Помимо этой партии из десяти «гармошек», в Челябинске есть еще две, которые курсируют по маршруту №4.

Десять автобусов особо большого класса Челябинская область приобрела на средства, полученные в рамках специального казначейского кредита. В прошлом году регион участвовал в конкурсе и получил 300 млн руб. для приобретения новых автобусов для Челябинска. Каждая из десяти машин стоит 30 млн руб. А всего регион получил в рамках этого инструмента финансирования 1,5 млрд руб. для покупки 131 автобуса для 22 муниципальных образований.

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, осмотревший новые автобусы перед их выходом на маршрут, отметил, что покупка этой партии — часть системной работы по обновлению системы общественного транспорта, которая проводится в регионе с 2019 года. Он уточнил, что региональные власти за пять лет приобрели для муниципалитетов более 900 единиц техники, большая часть из них — автобусы.

«Для Челябинска за последние годы было приобретено уже 370 автобусов. Мы работу в этом направлении продолжим. Еще будет приобретено 70 автобусов большого класса, 65 — среднего, они будут замещать так называемые маршрутки. Плюс мы переходим на регулируемые тарифы, это позволяет обеспечить связанность маршрутов, единый проездной и действие всех льгот»,— рассказал губернатор.

Алексей Текслер добавил, что в рамках обновления общественного транспорта за последние годы был приобретен 141 трамвай. Производителем новых вагонов является расположенный в Челябинской области Усть-Катавский вагоностроительный завод. По словам губернатора, в этом году планируется купить для областного центра еще 60 трамваев и завершить обновление трамвайного парка.

«Плюс уже 30 новых троллейбусов (производства открывшегося в прошлом году челябинского предприятия группы “Синара”.— “Ъ-Южный Урал”) работают на двух маршрутах Челябинска. До конца года мы планируем обновить весь троллейбусный парк — 168 новых троллейбусов будут курсировать на улицах Челябинска. Фактически мы в этом году в городе завершим обновление общественного транспорта, дальше будем уже в рабочем порядке проводить плановую работу: первый транспорт, который мы покупали в 2019 году, уже тоже приходит время начинать менять»,— сказал Алексей Текслер.

В планах областного правительства продолжение работы по обновлению транспорта в других муниципалитетах, добавил глава региона. В частности, идет перевод на регулируемые тарифы и обновление парка в Магнитогорске. Замена подвижного состава планируется в Копейске, Миассе, Златоусте и других муниципальных образованиях, а также на межмуниципальных маршрутах. «Потребность большая, мы ежегодно увеличиваем финансирование, чтобы это был гарантированный заказ, и автобусы ходили по расписанию вне зависимости от обстоятельств. Раньше межмуниципальные маршруты были коммерческие, и перевозчики по тем или иным причинам иногда отказывались выполнять свои обязательства, что было неправильно. Сейчас ситуация существенно изменилась, и мы в этом году работу продолжим»,— сказал губернатор.

Эксперт в сфере общественного транспорта Александр Агарков отмечает, что обновление общественного транспорта способствует постепенному повышению комфорта перевозок. «В первую очередь, новый транспорт отвечает требованиям доступной среды. Кроме того, он новый, соответственно, реже ломается. Вопрос вместимости также немаловажен: основная беда маршруток заключалась в том, что можно было просто не уехать: она либо не останавливалась, либо места внутри не было, и зайти не получалось. Общественный транспорт среднего класса и выше гарантирует, что вы уедете»,— отмечает Александр Агарков.

Эксперт допускает, что в результате обновления парка автобусов, троллейбусов и трамваев городской транспорт может стать для некоторых челябинцев удобнее, чем личный автомобиль. «Если человек использует машину просто для того, чтобы доехать до работы и обратно, он вполне может пересесть на общественный транспорт, тем более, если введут платные парковки. При нормальном общественном транспорте он придет к тому, что проще спокойно доехать до работы на трамвае, троллейбусе или автобусе без толкучки, с кондиционером летом или в тепле зимой, не переплачивая при этом»,— считает он.

Артур Якушко, Ольга Воробьева

Вся лента