Судьи требуют права на ошибку
Региональных служителей Фемиды известили об успехах и предупредили о проблемах
В московском «Президент-отеле» во вторник говорили о гуманизации уголовного правосудия, цифровизации судов и праве судей на ошибку. Председатели региональных советов судей собрались на семинар-совещание, которое традиционно проходит раз в полгода, чтобы подвести итоги проделанной работы и обозначить ближайшие перспективы. Главное, ожидаемое всей судебной системой событие — это назначение нового председателя Верховного суда (ВС), которое может состояться до конца апреля.
В начале мероприятия его участники почтили минутой молчания память недавно скончавшегося бессменного председателя ВС Вячеслава Лебедева. А в кулуарах говорили, что, возможно, уже 17 апреля Совет федерации рассмотрит представление президента о назначении на этот пост главы коллегии по экономическим спорам Ирины Подносовой. Накануне она получила рекомендацию Высшей квалификационной коллегии, а на 4 апреля назначено заседание Комиссии при президенте по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей.
Однако пока об успехах в деле гуманизации правосудия отчитывался и. о. председателя ВС Петр Серков.
Работа в этом направлении не прекращается, рассказывал он: в 2023 году судами прекращено уголовное преследование в отношении 19% обвиняемых, а количество осужденных сократилось на 25700 человек, или на 4%. На 6% снизилось число удовлетворенных судами ходатайств о заключении под стражу и на 11% — о продлении срока содержания под стражей. Зато в пять раз — с 3600 в 2022 году до 17300 в 2023-м — возросло число лиц, которым суды в качестве альтернативы лишению свободы назначили наказание в виде принудительных работ. В целом же российские суды в прошлом году рассмотрели на 2 млн дел (или на 10%) меньше, чем годом ранее. Впрочем, сокращение произошло прежде всего за счет административных дел и дел об административных правонарушениях, отметил господин Серков.
Председатель Совета судей Виктор Момотов считает, что ожидать какой-то смены курса в связи с предстоящим назначением руководителя ВС не следует. Судебная система консервативна в хорошем смысле слова, пояснил он “Ъ”, основные направления ее развития утверждены на XX съезде судей, и то, что делает ВС,— это реализация уже намеченного. «Мы занимаемся своим делом, как средневековые рыцари: делай то, что ты должен делать, а там — будь что будет»,— резюмировал господин Момотов. В частности, по его словам, Совет судей завершил работу над важным для всей судебной системы законопроектом о нормах служебной нагрузки на судей: если его поддержат, то Судебный департамент при ВС получит возможность самостоятельно перераспределять штатную численность судей между регионами, также можно будет ставить вопрос о ее увеличении.
Также Совет судей намерен усовершенствовать механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности: там заняты подготовкой законопроекта, который позволит провести более четкую границу между судебной ошибкой и дисциплинарным проступком.
За проступок судья должен нести ответственность, но право на ошибку у него должно быть, объяснял Виктор Момотов: например, в ситуации, когда отсутствует устоявшаяся судебная практика, а у судьи есть твердое убеждение, что он поступает верно и руководствуется законом.
Одновременно судей предупредили о необходимости соблюдать осторожность при вложении денег в инвестфонды: они не ограничены в приобретении иностранных ценных бумаг, а владельцы паев в таких фондах становятся собственниками приобретенного на праве общей долевой собственности имущества и тем самым нарушают запрет на приобретение иностранных финансовых активов. Судьи должны осознавать все возможные риски и принимать меры по изучению источников формирования имущества фонда, настаивал господин Момотов.
Между тем, по данным председателя Высшей квалификационной коллегии судей Николая Тимошина, судей стали чаще наказывать за нарушения в работе. В 2023 году к дисциплинарной ответственности привлекли 249 судей (причем 22 из них досрочно лишились полномочий) — это на 20% больше, чем в 2022 году, когда наказали 208 человек.
Наконец, одним из важнейших направлений развития правосудия остаются цифровые технологии. До конца года, пообещал Виктор Момотов, должен состояться запуск суперсервиса «Правосудие онлайн», который обеспечит дистанционную подачу судебных исков и удаленное участие в судебном процессе (сейчас сервисы, интегрированные с госуслугами, проходят тестовые испытания в нескольких десятках регионов). Полностью же переход к «электронным судам» будет реализован к 2030 году, надеется председатель Совета судей. Для этого потребуются автоматизация судебного делопроизводства, изменение процессуального законодательства и введение электронного документооборота.