Педру-град

«Зенит» победил «Спартак» благодаря дублю юного бразильца

Кульминацией очередной российской кубковой недели стал первый матч полуфинальной стадии «Пути РПЛ», в котором «Спартак» до перерыва уничтожал «Зенит», поведя в счете, но после него сам был жестоко растерзан и проиграл — 1:2, пропустив два гола от юного Педру. В этот же день «Фонбет» Кубок России покинул «Локомотив», в четвертьфинальном раунде «Пути регионов» уступивший — 0:1 — «Уралу».

Это был, конечно, особенный матч. Во всех смыслах особенный. Раскаленный добела стадион, который жутко хотел, чтобы «Спартак» в этом году наконец совершил что-то достойное самого себя. Чеканящий вдоль бровки нервный шаг наставник хозяев Гильермо Абаскаль, даже не пытающийся прятать кипящие внутри эмоции и похожий на руководящего большой битвой неподалеку от передовой генерала, который понимает, что именно сейчас все решается. Для него лично — в том числе. И странная игра. Игра, шокирующая своей стилистикой, своими деталями.

В этот вечер, словно издеваясь над «Спартаком», тренер «Зенита» Сергей Семак оставил на скамейке запасных почти всех, с кем в первую очередь ассоциируется мощь и лоск его клуба. Там, на скамейке, сидели Клаудинью, Вендел, Дуглас Сантос, Матео Кассьера и наблюдали, как их нечасто попадающие в основу партнеры отдают «Спартаку» мяч и территорию с такой легкостью, с какой их ему не дарят и некоторые аутсайдеры российского чемпионата. А еще — за страданиями и юного вундеркинда Педру, долго вообще абсолютно бесполезного и незаметного, и сосланного из линии атаки закрывать левый фланг Густаву Мантуана. Да нет, строго говоря, не было ни единого зенитовца, движения которого намекали бы на то, что в этой экспериментальной схеме ему комфортно.

Сценарий со «Спартаком», давящим отечественного флагмана, рвущим его на части, представлялся совершенно антинаучной фантастикой. Но ведь именно это и происходило на поле.

Забили спартаковцы после очередной долгой и плотной атаки, которая вылилась в заброс в штрафную и победу, добытую спартаковским гренадером Александром Соболевым в тяжелой схватке с гренадером зенитовским Родригау. Скидка Соболева, корявая с виду, в реальности удобно легла на ногу Манфреда Угальде, с полулета расстрелявшего голкипера Михаила Кержакова. И гола закономернее этого невозможно было придумать.

«Зенит» слегка ожил лишь в середине первого тайма. Но радоваться его поклонникам все равно приходилось мало что меняющим мелочам. Вот Вильмар Барриос вырезал классный кросс на Александра Коваленко, который мячом распорядился скверно. Вот впервые взорвался Педру, но ему не повезло: пробил отлично, но мяч ушел за лицевую, лизнув стойку.

Семак, разумеется, не выдержал и выпустил после перерыва бойцов ведущих — Вендела, Нину. И их выход будто переключил режим, в котором играл «Зенит». Из жертвы жестокого эксперимента он превратился в «Зенит» настоящий моментально, без переходного периода. Все перевернулось с ног на голову. В шкуре загнанного стаей голодных волков оказался «Спартак», который не знал, как ему выбраться из-под зенитовского прессинга.

Гол дозревал стремительно. И дозрел, когда после череды отскоков от мечущихся в панике по штрафной и падавших, как кегли, спартаковцев мяч отскочил к освоившемуся, унявшему мандраж Педру. Впрочем, в этой ситуации он забил бы и с мандражом, и с тремором, и даже с завязанными плотной повязкой глазами: ворота перед форвардом были распахнуты настежь.

И это было, как выяснилось, лишь начало персонального шоу 18-летнего актера. Чуть позже «Зенит», который уже укрепился и Клаудинью, и Андреем Мостовым, ответил разозлившемуся, решившему, что надо во что бы то ни стало стараться снова искать счастье впереди, «Спартаку» своим шикарным — широким, ритмичным — выпадом. А вырулил он к грандиозному — из угла штрафной, в девятку — удару бразильского дебютанта, который вскоре едва не помог отличиться Ивану Сергееву.

«Спартак», пережив это эффектное представление, тоже придумал какие-то корректировки. Он несся отыгрываться, но уже против иного, нежели того, который противостоял ему в первом тайме, «Зенита». Этот был достаточно крепок и спокоен, чтобы устоять и сберечь добытый перед ответным матчем крохотный, но безумно, видимо, ценный запас прочности.

«Разогревом» к центральному матчу дня послужили еще две кубковые игры. Одна из них вылилась в крушение «Локомотива», который на втором этапе четвертьфинального раунда «Пути регионов», права на осечку, в отличие от «Пути РПЛ», не предусматривающего, уступил «Уралу» на выезде, пропустив ранний гол от Эммерсона, а потом растранжирив не такие уж многочисленные возможности равновесие восстановить. А наиболее любопытное событие, имеющее отношение к матчу, произошло сразу после него. Тренер московского клуба Михаил Галактионов это поражение воспринял, кажется, чрезвычайно болезненно, признавшись, что успел «инициировать встречу с руководством» на тему «как жить дальше», раз уж явно «что-то идет не так».

Ну, с тем, что «идет не так», и в самом деле не поспоришь. После рестарта сезона «Локомотив», который только что выглядел чуть ли не как один из претендентов на золото, умудрился в трех турах чемпионата наскрести два очка, а в Кубке России сначала уступил «Балтике» по пенальти в «верхней» сетке, а теперь вот, опустившись в «нижнюю», вообще вылетел из второго по значимости турнира.

Другой матч прошел в рамках «Пути РПЛ». В нем ЦСКА создал себе запас прочности перед ответным полуфинальным матчем, одолев «Балтику» на выезде — 1:0. А запомнилась игра прежде всего способом, которым поразил калининградские ворота Виктор Давила. Такие исключительные по четкости и чистоте, что ли, удары через себя в высоком прыжке нечасто увидишь и в первенствах «большой пятерки».

Алексей Доспехов

Вся лента