Eurocopter закружило вихрем
Установлены причины крушения вертолета, перевозившего сноубордистов в Кузбассе
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал результаты расследования обстоятельств аварии с вертолетом Eurocopter в Кузбассе, перевозившим сноубордистов. Она произошла в феврале 2023 года. В результате инцидента один пассажир погиб, пилот получил серьезные травмы. По результатам расследования было установлено, что причиной аварии стала «потеря авиатором ориентации в пространстве в условиях сильного снежного вихря».
Опубликован отчет МАК о расследовании обстоятельств аварии с вертолетом Eurocopter AS350 B3 авиакомпании «Аэрогео». Крушение произошло в феврале прошлого года в Кемеровской области. В материалах расследования говорится, что 20 февраля два вертолета AS350 B3 с интервалом в несколько минут вылетели в сторону горы Топхан (ее высота — 1333 м). В каждом находился пилот и пять спортсменов-экстремалов, включая гида. Сноубордисты намеревались совершить спуски с труднодоступных склонов хребта Кузнецкого Алатау.
В отчете МАК сообщается, что первый вертолет, высадив сноубордистов, приземлился у подножия горы. Пилот второго вертолета не смог сразу найти площадку и совершил круг. Согласно показаниям гида первой группы, примерно в 50 м от места высадки он обнаружил подходящую площадку для приземления второго вертолета и направлял туда пилота по рации. «Я, находясь на краю площадки, сообщил о наличии перед собой площадки для приземления. Пилот начал выполнять посадку. Приблизительно за 3-5 м до земли возник снежный вихрь. Вертолет коснулся лыжами снега, после чего резко переместился вверх, назад и вбок и упал на левый бок»,— сказал гид.
В результате произошедшего были тяжело травмированы пилот вертолета и второй гид, которого от удара выбросило из салона. Эксперты считают, что перед приземлением он расстегнул ремни. Пострадавшие были эвакуированы с помощью первого вертолета на стадион Междуреченска. Медики констатировали смерть гида. У вертолета была разрушена кабина, сломаны лопасти несущего и рулевого винтов.
По мнению специалистов МАК, «при зависании вертолета над неподготовленной заснеженной площадкой образовался снежный вихрь, вызванный воздействием высокооборотного несущего винта». Это привело к потере визуального контакта пилота с ориентирами на земле. Сама авария произошла за пять секунд. «Самого момента крушения я не помню, помню только, что я стал заходить на посадку. На момент посадки, я считаю, что технически правильно осуществлял действия по посадке вертолета. После соприкосновения с поверхностью горы произошло крушение»,— приводятся в отчете слова командира разбившегося вертолета. Пилот — выпускник Омского летно-технического училища гражданской авиации. На воздушных судах он налетал около 13 тыс. часов.
По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 2 ст. 263 УК РФ). Отчет МАК будет передан в Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СКР.