Колеса не для всех
Как и за что наказывают нарушителей на электросамокатах
На фоне положительной динамики по статистике ДТП с участием электросамокатов и средств индивидуальной мобильности (СИМ) в России и Петербурге политики и общественные деятели все чаще призывают увеличить штраф за нарушения ПДД. Однако несмотря на активное обсуждение вопроса среди законодателей, правила и наказание пока остаются неизменными. Сегодня максимальный штраф за нарушение ПДД для пользователей СИМ — 1500 рублей. Подготовить поправки в КоАП в Минтрансе обещают до конца года. Что требует доработки в регулировании движения на этом виде транспорта, разбиралась Надежда Ярмула.
В 2023 году для пользователей СИМ прописали правила дорожного движения: ограничили скорость, обязали спешиваться на пешеходных переходах и обозначили приоритет пешеходов перед электротранспортом на тротуарах. За несоблюдение ПДД пользователю самоката будет выписан штраф: 800 или 1,5 тыс. рублей, если нарушение совершено в пьяном виде. За поездку в местах, где установлен знак, запрещающий движение, штраф составит 500 рублей. В Петербурге покататься на электросамокатах нельзя на Дворцовой и Адмиралтейской набережных и на участке от Сенатской площади до Дворцового проезда.
Несмотря на новые правила и ограничения, в 2023 году произошло более 2,6 тыс. ДТП с участием СИМ: втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Петербург замкнул тройку «лидеров» по количеству зафиксированных аварий с электротранспортом.
Неутешительная статистика и жалобы жителей больших городов подталкивают законодателей к рассуждениям об изменении правил и уровня наказания. С политических трибун все чаще звучат призывы увеличить штрафы и даже ввести отдельную статью в уголовный кодекс для нарушителей. В сентябре 2023 года сенатор Артем Шейкин сообщил, что подготовил законопроект с новыми штрафами для нарушителей. Так, парламентарий предлагал, штрафовать до 5 тыс. рублей за превышение скорости, до 30 тыс. за управление СИМ в нетрезвом виде, до 3 тыс. за совместную поездку на одном электросамокате. Инициативу поддержало правительство. Однако пока законопроект не был вынесен на обсуждение в Госдуму. Свои поправки в КоАП также предлагали депутаты Госдумы от фракции «Справедливая Россия — За правду» и парламентарии Мосгордумы.
До конца года Минтранс планирует подготовить проект поправок в КоАП, усиливающий ответственность для водителей СИМ.
Кикшеринговые компании отправляют в бан
Кикшеринговые компании устанавливают дополнительные правила для арендаторов электросамокатов. За нарушения операторы — Whoosh, «Юрент» и «Яндекс Go» (на петербургском рынке в 2024 году работают три компании.— «Ъ-СПб») — могут выписать штраф или заблокировать аккаунт пользователя.
Некоторые правила кикшеринговых компаний строже ПДД. Так, взять в аренду самокаты всех трех операторов может только совершеннолетний. «В этом сезоне мы запустили сервис идентификации МТС ID, который позволяет нам получать данные по возрасту пользователей. Мы будем на уровне продукта отключать от сервиса несовершеннолетних»,— рассказали в пресс-службе «Юрента». В Whoosh также планируют с помощью банковских ID распознавать личность желающего прокатиться. Однако в компании напоминают, что зачастую несовершеннолетние арендуют электротранспорт с аккаунтов, зарегистрированных на их родителей.
За передачу аккаунта другому лицу, в том числе несовершеннолетнему, или за управление самокатом до 18 лет оператор заблокирует аккаунт пользователя в приложении, сообщили в пресс-службе «Юрента». Компания также может выписать штраф, например, за неправильную парковку СИМ (500 рублей) и за поездку с друзьями на одном самокате (800 рублей). «За прочие нарушения мы можем заблокировать или вынести нарушение, а применять денежный штраф за них должны уже ГИБДД»,— отметили в компании.
Whoosh за неправильную парковку их устройства сначала пришлет предупреждение. «Если самокат очевидно мешает другим участникам дорожного движения или неправильная парковка фиксируется не первый раз, мы выписываем штраф 500 рублей. При дальнейшем повторении размер штрафа увеличивается до 1000. Если и это не помогает, то мы блокируем аккаунт»,— рассказали о системе в пресс-службе оператора. В бан отправят и пользователя, который прокатится на самокате с другом или передаст аккаунт несовершеннолетнему. Штраф, как объясняют операторы, будет списан с банковской карты, привязанной к личному кабинету пользователя.
За 2023 год Whoosh заблокировал 14 тыс. аккаунтов и выписал более 3 млн предупреждений в Петербурге, рассказали в пресс-службе компании. «Яндекс Go» и «Юрент» статистику за год не раскрывают. В «Юренте» сообщили, что с начала сезона в 2024 году выдали около 1,5 тыс. штрафов, в том числе за поездки вдвоем и неправильную парковку.
Административное и уголовное наказание
Ответственность за ДТП с СИМ несет «водитель» устройства, отмечают операторы. Компании отвечает за предоставление в аренду исправного устройства. «Если самокат был неисправен, мы устанавливаем этот факт и выплачиваем полную компенсацию всем пострадавшим»,— добавили в «Юрент».
Факт того, является ли самокат собственностью водителя или арендован им у кикшеринговых компаний, по словам адвоката и эксперта в области судебно-арбитражных споров и несостоятельности Арутюна Саркисяна, не влияет на степень наказания. «Если вред причинен в легкой или средней тяжести — административная ответственность, если тяжкий вред — уголовная. Потерпевший также вправе потребовать взыскания с нарушителя физического ущерба и морального вреда»,— объясняет юрист.
В случае ДТП к административной, гражданской или уголовной ответственности будет привлечен «водитель» электросамоката, подчеркивает господин Саркисян. Он добавляет: «Кикшеринговая компания не может быть привлечена к ответственности, за исключением случаев оказания услуг, не соответствующим требованиям безопасности. Не исключены ситуации, когда наезд может быть вызван обстоятельствами, за которые отвечает сам оператор: неисправность самоката, ошибки в системе, например, отсутствие ограничителя скорости. Эти факты позволяют дополнительно квалифицировать действия сотрудников компании как оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Такие обстоятельства должны устанавливаться в рамках технической экспертизы».
Если ДТП с СИМ привело к серьезным травмам пешехода или его смерти, к виновнику аварии, по словам старшего партнера компании «Дювернуа Лигал» Игоря Гущева, будет применена уголовная статья (ст. 268 УК РФ). Судебная практика в случае ДТП, как отмечает господин Гущев, в разных регионах отличается. «В Петербурге виновный в инциденте, когда, двигаясь по пешеходному тротуару на электрическом моноколесе, допустил наезд на пешехода с причинением ему тяжкого вреда здоровью, был привлечен к ответственности по ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) к обязательным работам»,— приводит пример он.
При этом, если самокат развивает скорость выше 25 км/ч или весит тяжелее установленного в законе веса (больше 35 кг), то на водителя распространяются ПДД к транспортным средствам (например, как к мопедам), подчеркивает юрист. В таком случае пользователь несет ответственность, как и водитель транспортного средства. «Кроме того, есть судебная практика вплоть до Верховного суда, когда водителя самоката, у которого было водительское удостоверение, суды лишили водительских прав»,— дополняет Игорь Гущев.