Поручение, от которого нельзя отказаться

Ректор МГУ Виктор Садовничий в день своего 85-летия дал его президенту Владимиру Путину

3 апреля президент России Владимир Путин встретился с ректором МГУ имени М. В. Ломоносова Виктором Садовничим и сообщил, что присвоил ему звание Героя Труда. При этом специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников считает некоторые слова президента на этой встрече просто беспрецедентными.

Мужчины давно не получали букет от Владимира Путина

Фото: пресс-служба президента РФ

Виктору Садовничему исполнились 85 лет. Лет пять назад я видел, как он поднимается по длинной лестнице в здании Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества. Он шагал через ступеньку — и сам-то как раз вряд ли подозревал, что за ним кто-то наблюдает, а то был бы, наверное, постепенней (то есть не только более степенным, но и постепенным.— А. К.).

Сейчас, может, он так уже и не станет делать, но видно, что человек и в 85 в порядке, даром что математик.

— И хочу проинформировать вас о том, что мною подписан указ о награждении вас званием Героя Труда Российской Федерации,— добавил президент.

Ректор выглядел во всех отношениях признательным.

— Но мы саму церемонию, позвольте, сделаем в торжественной обстановке, как и положено обычно,— добавил господин Путин, когда преподносил юбиляру цветы (церемония ожидается вскоре в Екатерининском зале Кремля.— А. К.).

— Владимир Владимирович, могу сказать слова благодарности вам,— ректор МГУ прикладывал руку к сердцу.— Хочу поблагодарить вас за большое для меня, жизненно важное дело! Но, Владимир Владимирович, все, что достигла высшая школа,— это благодаря вам и вашей поддержке!

То есть звания Героя Труда и цветов на самом деле заслуживал Владимир Путин, которому тоже чужого (букета), как оказалось, не надо:

— Это благодаря ректорскому корпусу, благодаря таким руководителям, как вы!

Обмен любезностями уже сам по себе выглядел беспрецедентным. Господин Путин обычно не отвечает все же на такие признания.

— В самые сложные времена Московский государственный университет под вашим руководством не только выжил, но и развивался — повторяю, даже в самые сложные времена,— уверенно стоял на ногах,— добавил президент.

С этим не поспорить. И все что угодно, а легко это не было.

— Управленческое, ректорское дело состоит в том, чтобы понимали его люди и понимал тот, кто им руководит. Здесь гармония,— заверил Виктор Садовничий.— Люди Московского университета понимают, что нужно быть вместе, делать нашу систему лучшей в мире. Действительно, мы стремимся к этому.

Интересно, что у ректора главная идея, что и когда бы он ни говорил, состоит в том, что МГУ должен быть лучшим в мире. Тем более что внутри страны, особенно с некоторых пор, соревноваться и не с кем. И планка, выше которой быть не может, позволяет держаться на уровне.

— У нас прошла конференция математическая — вчера и позавчера, называется «Математика в созвездии наук»,— сообщил ректор.

И правда, математик есть математик. Ну о чем он еще мог поговорить в такой день?

— Тысяча участников из всех регионов России, из семи зарубежных стран: и Китай, и Соединенные Штаты, и Франция, и Казахстан и так далее... Эта конференция подвела итог работы нашей математической школы, которую я в данный момент как бы возглавляю...— признался Виктор Садовничий.

И не «как бы», а возглавляет, и все тут.

— Я принес вам книжку об этой конференции и перечень работ, тысяча работ по математике — это итог работы нашей математической школы, моей группы,— произнес ректор.

Может, и рано начал итожить.

И тут он услышал то, что Владимир Путин в этом кабинете еще никогда не произносил.

— Виктор Антонович, какие поручения? — спросил президент.

И не такая уж это была шутка. Отношение президента к ректору было именно таким, какой была эта шутка — с долей только шутки.

— Что нужно сделать для того, чтобы поддержать МГУ? — переспросил господин Путин.— И вообще, вы знаете обо всех наших планах... Может быть, есть какие-то предложения, идеи?

И тут Владимир Путин получил неожиданно крайне предметный ответ. Даже, можно сказать, просто исчерпывающий:

— Владимир Владимирович, я, как ректор Московского университета, конечно, очень хотел бы получить поддержку. У нас недоразвит кампус! За Ломоносовским — там около 50 гектаров... У нас есть планы, есть проекты, мы хотим войти в программу кампусов мирового уровня и получить небольшую поддержку!

Вряд ли эта поддержка должна быть небольшой. Проект-то огромный, и начинался он уже много лет назад. И инвестиции предполагались беспрецедентные. И должен был быть тут университетский город-сад. А до сих пор введен один только корпус, который Владимир Путин и открывал вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Видимо, деньги закончились, а строительство останавливается.

Аргумент у Виктора Садовничего был неубиваемый, противопоставить такому было нечего.

— Если мы освоим ту территорию — такого университета в мире больше не будет! — рассказал он президенту.— А так нам удалось тогда (в 2005 году.— “Ъ”) построить библиотеку, удвоить площадь университета, но там пустырь еще (то есть удвоили, но за счет пустыря.— А. К.)! Поддержите, пожалуйста, может быть, попечительский совет (его главой является, собственно говоря, Владимир Путин.— А. К.), поддержите окончание кампуса МГУ! Это действительно будет беспрецедентный кампус!

То есть начинать надо едва ли не с начала.

— Обязательно с коллегами обсудим,— пообещал президент.— Думаю, найдем возможность МГУ-то поддержать...

Ну да, уж если вообще все поддерживаете.

Фотогалерея

Как развивалась карьера ректора МГУ Виктора Садовничего

Смотреть

Вся лента