Скоростные льготы
ЗакС за один день принял закон об освобождении от налога на имущество объектов, созданных в рамках ВСЖМ
Депутаты Законодательного собрания поддержали законопроект, предусматривающий освобождение от налога на имущество объектов, которые будут созданы в рамках строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ) Санкт-Петербург — Москва. По замыслу Смольного, такие объекты преимущественно будут относиться к промышленному назначению. В правительстве уверены, что принятие закона не повлияет на бюджет в отрицательную сторону, а строительство индустриальной недвижимости в городе будет способствовать созданию новых рабочих мест и стимулировать экономическое развитие Петербурга.
В среду, 3 апреля, петербургский парламент почти единогласно сразу в трех чтениях одобрил законопроект, предусматривающий освобождение организаций от налога на имущество в отношении объектов недвижимости, созданных в рамках концессионного соглашения и используемых для осуществления перевозок на ВСЖМ. Внести изменения в городской закон «О налоговых льготах» предложил Александр Беглов. Перечень объектов, освобождаемых от налога, будет определяться правительством города, говорится в законопроекте.
Много вопросов у депутатов губернаторская инициатива не вызвала. «В Санкт-Петербурге планируется создать как минимум два вокзальных комплекса: в центре Санкт-Петербурга в районе Московского вокзала и Обухово-2,— представлял законопроект перед парламентом представитель губернатора в Заксобрании Константин Сухенко.— Образование индустриальных кластеров в зоне прохождения магистрали будет способствовать созданию новых рабочих мест и стимулировать экономическое развитие территории. А это дополнительные поступления в бюджет города, в том числе через налог на прибыль организаций и НДФЛ».
В пресс-службе правительственного комитета финансов «Ъ-СПб» отметили, что реализация закона, после его принятия, не приведет к возникновению выпадающих доходов бюджета Петербурга, поскольку налоговая льгота будет предоставляться в отношении вновь созданного имущества. Вице-губернатор Алексей Корабельников полагает, что новые налоговые послабления повысят инвестиционную привлекательность города.
Аналогичный закон, по словам господина Сухенко, уже приняли в Москве. Представитель губернатора также добавил, что доля поступлений от налога на имущество составила около 7% от всех доходов городского бюджета в 2023 году. «Это не такая значимая статья доходов, как, например, НДФЛ <...> Судьбоносного влияния ни в плюс, ни в минус эти доходы сами по себе не окажут»,— заверил он. В 2024 году ставка налога на имущество организаций составляет 1,5%.
Беспартийный депутат от фракции «Справедливая Россия — За правду» Михаил Амосов предлагал прописать в документе срок, до которого будут действовать льготы. Константин Сухенко на это заверил, что закон — «живое явление» и его в любой момент можно будет пересмотреть.
Законопроект на внеочередном заседании, проведенном сразу после основного, приняли в третьем чтении. За проголосовали — 44 депутата, против — трое.
Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров предполагает, что объем выпадающих доходов составит сотни миллионов рублей. «Для экономики города такие льготы в любом случае приводят к дополнительным доходам, которые будут связаны с эксплуатацией магистрали. Льготы — это логичная опция, которую город обязан был предложить при реализации такого крупного инфраструктурного проекта. Тем более учитывая то, что значительная часть финансирования будет негосударственной»,— объясняет эксперт.
Официальный старт строительству ВСЖМ, разговоры о которой ведутся уже не один десяток лет, президент России Владимир Путин дал в середине марта. Железная дорога пройдет через шесть регионов: Москву, Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Согласно планам, путь из Москвы в Северную столицу по скоростной магистрали займет 2 часа 15 минут. ВСЖМ планируется достроить к 2027 году. Опытный образец поезда планируется представить в 2026 году, а к 2028-му — сделать почти 30 поездов. Стоимость строительства основного участка Петербург — Зеленоград Минтранс оценивал в 1,7 трлн рублей. Сооружение магистрали, как сообщалось ранее, будет вестись в рамках созданной концессии (ООО «ВСМ Две столицы» зарегистрировано в Москве 12 января 2024 года.— «Ъ-СПб»), в учредители которой должны войти РЖД, Москва, Петербург, Московская, Ленинградская, Новгородская и Тверская области.