Средства передвижения в деталях
Как дорожают автомобильные запчасти в России
В этом году весенне-летний автомобильный сезон российский рынок запчастей встречает в хорошей форме. Ему удалось в целом справиться с дефицитом и обуздать ценовую турбулентность. Однако есть и тревожные тенденции, связанные с распространением поддельных деталей.
Весна — время подготовки автомобиля к интенсивным летним поездкам. В этом году сезонный рост спроса на автокомпоненты российский рынок автозапчастей встречает на подъеме. Последние годы он динамично развивается. По данным «Автостата», за последние пять лет он вырос более чем на треть. Если в 2018 году емкость вторичного рынка автозапчастей (то есть те детали, которые приобретаются для обслуживания уже находящихся в эксплуатации автомобилей) в России оценивалась на уровне $22 млрд, то по итогам 2023 года она приблизилась к отметке в $30 млрд, то есть на 36% больше.
По подсчетам «Автостата», сейчас более трех четвертей продаж (76%), или примерно $23 млрд в год, приходится на детали для иномарок и $7 млрд (23%) — на запчасти для автомобилей традиционных российских марок. Что же касается структуры рынка автокомпонентов по типам деталей, то, по оценкам «Автостата», самую крупную долю здесь занимают шины — почти 11% от общей емкости рынка запчастей. На втором месте — детали подвески (более 10% доли рынка), на третьем — масла и эксплуатационные жидкости (8,4%). Также в топ-10 типов автокомпонентов по доле рынка входят запчасти тормозной системы (6,1%), фильтры (4,7%), детали рулевого управления (4,4%), электрооборудования (4,1%), трансмиссии (3,9%), кузовные детали (2,9%) и аккумуляторы (2,7%).
Стабилизация движения
Ключевая причина продолжающегося роста российского рынка автозапчастей связана с общим старением автопарка в стране. Из-за санкционного давления, ухода западных производителей и взлета цен на новые автомобили в России продажи буксуют — потребители откладывают обновление своего личного автопарка. Как следствие, растет срок использования авто. По данным «Автостата», средний возраст автомобиля в России в прошлом году достиг почти 15 лет, в то время как, например, в 2019 году этот показатель составлял 13 лет. Чем старше автомобиль, тем больше сервисного обслуживания и запчастей ему необходимо.
Два года назад с началом СВО на российский рынок автозапчастей обрушился ворох проблем, связанных с уходом ведущих мировых автопроизводителей, которые имели в России налаженные поставки не только автомобилей, но и деталей для их обслуживания. Постепенно участники рынка сумели адаптироваться к новой реальности, наладив новые каналы поставок. «Дефицит, который наблюдался в 2022 году, был преодолен еще в прошлом году. Опасения, что новые для российского рынка бренды не смогут организовать логистику запасных частей, не оправдались»,— рассказывает Роман Тимашов, директор по сервису автодилера «Автодом Алтуфьево». «В целом дефицита автозапчастей в России нет. Автовладельцы найдут 90% необходимых запчастей для ремонта и обслуживания без особых проблем»,— успокаивает Татьяна Овчинникова, директор сети автосервисов Fit Service.
Наряду с проблемой дефицита на рынке автозапчастей в целом удалось справиться и с ценовой турбулентностью. Многие участники рынка вспоминают, как в середине позапрошлого года розничная цена многих видов автодеталей в одночасье подскочила на 40–50% и более. Однако за последние полтора года ситуация стабилизировалась. Сейчас цены на популярные группы деталей зависят прежде всего от колебаний валютного курса. По словам Игоря Серебрякова, директора департамента послепродажного обслуживания ГК «Автоспеццентр», в среднем за 2023 год автозапчасти подорожали на 10–13%. Например, цена свечей зажигания и других расходных материалов увеличилась всего на 3–5%, аккумуляторы и тормозные колодки подорожали на 10–15%.
Примерно на таком же уровне подорожание автодеталей будет и в текущем году, полагают эксперты. «Цены на запчасти стабилизировались. Если не случится политических или экономических потрясений, в текущем году они останутся на таком же уровне, их рост ожидается не более чем на 10%»,— прогнозирует Дарья Сапунова, директор по маркетингу и рекламе компании «Мир-Дистрибьютор» (дистрибутор в России автомобилей MG Motor).
Весеннее обострение
Говоря о спросе на конкретные автозапчасти, участники рынка отмечают, что нынешний весенне-летний подъем спроса в целом не отличается от традиционного увеличения потребительского внимания к вопросам подготовки автомобиля к летнему сезону. «Традиционно в марте-апреле, как правило после схода снега, каждый автомобилист готовит свой автомобиль к лету. Он проверяет исправность основных узлов и агрегатов»,— рассказывает Сергей Буров, руководитель маркетплейса «ПЭК: MALL». По его словам, в первую очередь производится внешний осмотр двигателя, коробки передач, трансмиссии на предмет течи масла и рабочих жидкостей. Производится осмотр и диагностика подвески. Здесь, по словам эксперта, особенное внимание уделяется состоянию резинотехнических изделий — сальников, пыльников, сайлентблоков, так как химические реагенты, песок на дорогах, ледяные кочки, перепады температур способствуют выходу этих деталей из строя.
По мнению эксперта, в текущем году, как и прежде, самыми популярными категориями автомобильных запчастей, подлежащих замене после зимней эксплуатации, будут амортизаторы, стойки стабилизатора, сайлентблоки, пыльники амортизаторов, пыльники ШРУСа, пыльники рулевых тяг, рулевые наконечники и втулки стабилизатора. «Одновременно с этим в этом году, как и прежде, наблюдается повышенный спрос на моторные и трансмиссионные масла, фильтры, товары для экспресс-обслуживания автомобиля, а также, разумеется, на шины: апрель — это время перехода с зимней резины на летнюю»,— напоминает Сергей Буров.
Впрочем, в этом году есть и ряд отличий. Например, в этом сезоне продавцы указывают на продолжающееся снижение доли оригинальных запчастей (детали, которые изготовлены либо самим автопроизводителем, либо по его заказу у специализированных поставщиков). «Доля оригинальных запчастей на рынке продолжает снижаться, в 2023 году объем продаж "оригинала" составлял 17%, в то время как в конце 2022 года его доля была существенно выше — около 27%»,— сетует Андрей Коромыслов, технический специалист российской компании Zaufer Autoparts (производство и продажа автозапчастей).
Прежде всего снижение спроса на оригинальные запчасти связано с их более высокой ценой. В условиях сложной экономической ситуации потребитель предпочитает экономить на обслуживании автомобиля, тем более что в этом году разница от использования оригинальных запчастей и их аналогов может быть весьма существенной. «Сейчас ремонт при среднем фронтальном ДТП может обойтись примерно в 10% от цены автомобиля»,— подсчитывает Илья Плисов, член правления «Союза автосервисов». При этом, по его словам, к примеру, модель Hyundai Solaris с оригинальными запчастями можно восстановить за 300 тыс. руб., а с аналогами — за 100 тыс. руб. Восстановление модели Geely Coolray обойдется примерно в 380 тыс. руб. с оригинальными запчастями и около 150 тыс. руб.— с аналогами.
Что ремонтируют в автомобиле этой весной
Традиционно с наступлением весны автовладельцы проводят плановое техническое обслуживание своих автомобилей. Обычно в это время проводится замена воздушных и масляных фильтров, а также технических жидкостей. Замены могут потребовать элементы проводки. Из-за плохого состояния дорожного покрытия и низких температур зимой часто замены могут потребовать пыльники из гофрированной резины, которые защищают рулевую тягу, амортизаторы, шаровые опоры и так далее. Они становятся хрупкими, трескаются, рвутся и перестают выполнять свои функции. В других случаях замены могут потребовать сами амортизаторы, поскольку в зимнее время нагрузка на них увеличивается. После зимы проблемы могут возникнуть с проводкой. Вызвано это тем, что в салон автомобиля попадает снег с ботинок автовладельцев, снег тает и скапливается на дне транспортного средства — именно там, где проходит проводка автомобиля. Контакты проводки могут окислиться и перестать выполнять свои функции.
Автомобили иностранных брендов, сборка которых налажена в России, меньше подвержены проблемам с электроникой, так как они проходят необходимую адаптацию к особенностям нашего климата. А еще многие автомобили выходят из периода зимней эксплуатации с поврежденными кузовными элементами. Ведь гололед и скрытые под снегом препятствия могут стать причиной «боевых шрамов», починкой которых многие начинают заниматься в весенний период.
В целом же в этом году в России будет расти разнообразие запасных частей, поскольку все больше китайских поставщиков приходит на наш рынок. Предложение расширится и станет более конкурентным. Обратной стороной медали станет увеличение числа поддельных деталей. Поэтому к покупке стоит отнестись осторожно. Если ваш автомобиль принадлежит к официально представленной в России марке, запасные части лучше покупать у официальных дилеров.
*Официальный дистрибутор марки Forthing в России
Что касается сроков поставки запчастей, то в этом году ходовые запчасти для распространенных моделей обычно есть на складах, их доставка занимает один-два дня. Однако редкие детали скорее всего придется подождать пару недель и более. «Чем уникальней и дороже автомобиль, тем сложнее с запчастями»,— констатирует Илья Плисов. Расходные запчасти, по его словам, завезены и доступны, но более редкие, необходимые для крупных узловых ремонтов и серьезных кузовных, часто приходится ждать. «В случае выхода из строя вы нескоро получите двигатель или коробку переключения передач на китайский автомобиль, будете, вероятно, ждать фары, бампера или двери»,— предостерегает эксперт.
«В непростую ситуацию могут попасть покупатели новых автомобилей, которые ввозятся штучно по различным схемам параллельного импорта, без участия дилера или просто частным лицом»,— соглашается Андрей Коромыслов. На его взгляд, поскольку полноценной дилерской поддержки у таких автомобилей в РФ нет, то с поиском уникальных деталей (особенно кузова и сложной электроники) для ремонта будут проблемы — в полноценных объемах на наш рынок эти автозапчасти официально (через представительство) завозить никто не будет.
Наплыв фейков
Но есть и неприятные новости. В этом году с особой силой участников рынка беспокоит проблема поддельных автозапчастей, поток которых в российские торговые сети этой весной усилился. По оценкам Александра Приходько, директора авторемонтной сети «Карданбаланс», за последний год каждый четвертый автомеханик так или иначе сталкивался с проблемой ремонта машин, связанной с поломкой некачественной контрафактной детали. По его словам, сейчас чаще всего подделывают моторные масла, антифризы, фильтры, колесные диски и фары. В отдельных товарных группах доля подделок может достигать 30%. «Как и раньше, огромная доля подделок встречается, например, среди ходовых запчастей. В частности, фильтры, катушки зажигания и свечи на марки Toyota, Kia, Hyundai стабильно пользуются популярностью у производителей контрафакта. В последнее время стали подделывать даже запчасти для двигателей и коробок передач»,— сокрушается Михаил Мартынов, гендиректор управляющей компании «К-Групп» (сети автосервисов «Кореана», «Китаяна»).
Специалисты могут отличить подделку по ряду признаков. «Подделку можно определить, тщательно проверяя маркировку и упаковку деталей, обычно они в мелочах отличаются от оригиналов»,— указывает Елена Гольцова, генеральный директор компании Ixen Motors Rus (официальный дистрибутор марки Forthing в России). На ее взгляд, лучше знать наверняка, как выглядит упаковка оригинальных запасных частей. Она напоминает, что ряд производителей размещает на упаковках специальные QR-коды, которые можно отсканировать и проверить, является ли запасная часть оригинальной. Кроме того, по словам эксперта, цена подделки обычно ниже рынка. Поэтому, если в объявлении о продаже оригинальной запасной части указана цена значительно ниже рыночной, от покупки она советует отказаться.
«Обезопасить себя от поддельных запчастей можно только одним способом — оформлять заказ у дилера или у проверенной мастерской. Желательно проверить сертификаты качества и срок гарантии перед покупкой»,— советует Александр Приходько.
Как защитить себя от поддельных автозапчастей
К сожалению, на сегодняшний день до 30% объема запчастей на российском рынке — подделки. Ими наш рынок был завален и до санкций, но в 2022 году все залежи на складах «полезли» на прилавки магазинов, так как цена на запчасти тогда выросла в среднем на 50%. Параллельный импорт запчастей — правильное решение, но он же и нанес удар по контролю качества, который крупные производители выстраивали годами. Если в сервис или к владельцу авто попадет бракованная деталь, кто будет за это отвечать? Сервис, который установил запчасть? Раньше такие случаи рассматривал производитель.
Простому потребителю, который ранее не сталкивался с товаром той или иной категории, крайне тяжело отличить оригинал от подделки. И на практике покупатель из двух товаров выберет тот, который на условные 500 руб. дешевле. И такая «экономия» в будущем обычно вылезает боком — некачественная деталь может спровоцировать поломку, а автовладелец попадет на дорогостоящий ремонт.
Чтобы избежать покупки подделки или некачественной детали, настоятельно рекомендую автовладельцам внимательно изучать запчасти (маркировку, упаковку, внешнее качество) и быть осторожными при выборе моторных масел, дисков для колес, фар и подушек безопасности — их подделывают чаще всего. И обязательно консультироваться с проверенными мастерами, потому что обычный человек не сможет разобраться, подделка перед ним или оригинал, а профессионал фальшивку распознает. Приведу в пример бренд Lemforder. Он всегда оставлял гравировку в виде птички на своих изделиях. Что мы видим сегодня на российском рынке? Гравировка отсутствует, есть минимум два вида одной и той же детали, которая имеет разные каталожные номера и существенно отличается по цене — в обоих случаях гравировка отсутствует. Качество также оставляет желать лучшего. Вывод — чтобы обезопасить свой автомобиль, производите ремонт в сертифицированном техцентре даже в том случае, если ремонт вам обойдется дороже, чем самостоятельное приобретение запчасти и ее установка частником из соседнего двора. Покупать детали следует у тех, у кого будете делать ремонт. Так вы избежите ошибок подбора запчасти, и у вас будет гарантия, как на деталь, так и на работу.
Что касается цен на запчасти, то ремонт и плановое ТО, к сожалению, дорожают, и нет предпосылок к снижению цен в ближайшее время. Поэтому многие автолюбители начали ломать голову над тем, какие из значительных затрат на автомобиль сократить без существенного вреда для него. Ответьте себе на вопрос: как долго вы собираетесь эксплуатировать машину? Если недолго, то нет смысла серьезно в нее вкладываться (особенно в кузов, двигатель, коробку). Вы можете пользоваться самыми недорогими маслами и фильтрами, вам и этого хватит до тех пор, пока не выставите ТС на продажу.
Если же ваша машина более или менее свежая, и вы от нее избавляться не собираетесь, на обслуживании и ремонте экономить не советую. Чтобы не остаться без запчастей или не ждать их доставку месяцами, не выбирайте марки, ушедшие из России, а отдавайте предпочтение популярным сегодня моделям. Подержанные Hyundai Solaris и Kia Rio, которые до кризиса были в топе предпочтений россиян, сейчас идеальный вариант для покупки. Если нашли автомобиль этих марок возрастом пять-семь лет с небольшим пробегом — покупайте. У них недорогое обслуживание, даже если на них не будет оригинальных запчастей, китайскими аналогами можно заменить очень многое, да и ремонт несложный.
Участники рынка призывают регулятора усилить контроль за рынком автозапчастей. «Системно проблема контрафакта начнет решаться только после внедрения контролирующими органами системы "Честный знак" на группы автозапчастей»,— убежден Михаил Мартынов. По его словам, есть предпосылки скорого внедрения маркировки на моторное масло. «Мы считаем, что после обкатки на маслах импортеров и производителей обяжут маркировать и другую продукцию»,— полагает эксперт. На его взгляд, безусловно, процесс «обеления» рынка запчастей пройдет не моментально, но количество контрафакта точно начнет снижаться, а потребителю будет достаточно отсканировать маркировку на упаковке для определения происхождения детали.