«Арктик СПГ-2» «сжимается» в масштабах
Как санкции могут отразиться на проекте НОВАТЭКа
НОВАТЭК (MOEX: NVTK) может сократить масштабы проекта «Арктик-СПГ 2» из-за санкций. Компания планирует запустить только две производственные линии, а третью перебросить на строительство нового завода в Мурманске, пишет Reuters. Планировалось, что «Арктик СПГ-2» станет крупнейшим в России предприятием по производству сжиженного природного газа. Ежегодная мощность должна была составить почти 20 млн тонн топлива и еще примерно 1,5 млн тонн газового конденсата. Однако в ноябре 2023 года проект попал под блокирующие санкции США, а в феврале 204-го под ограничениями оказался и «Совкомфлот», который занимался обслуживанием специальных газовозов для «Арктик СПГ-2». В итоге НОВАТЭК объявил покупателям о форс-мажорных обстоятельствах с будущими поставками топлива.
Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев считает, что сокращение проекта позволит компании решить проблему дефицита судов для транспортировки топлива: «Логика здесь в том, что при строительстве в Мурманске могут использоваться обычные СПГ-газовозы. Мы понимаем, что даже их сейчас непросто найти на открытом рынке. Легко сформировать теневой флот нефтяных танкеров, потому что речь идет о десятках тысяч судов в мире. С газовозами ситуация несколько сложнее. И с этой точки зрения Мурманск, где не требуются такие суда арктического класса, может быть более привлекательной точкой для строительства СПГ-завода.
Это не столько связано с текущим распределением российского экспорта. Здесь ключевой вопрос — доступность технологий».
В прошлом году глава НОВАТЭК Леонид Михельсон заявлял, что завод в Мурманске будет состоять из трех линий: две из них запустят в 2027-м и 2029-м, а сырье по нему пойдет в том числе для газификации Мурманской области и севера Карелии. На этом фоне Reuters сообщает, что доля российского СПГ растет еще и в Европе. За последние месяцы она достигла 15%.
Увеличение импорта подтверждают и эксперты компании «ИнфоТЭК». По их данным, за первые два месяца 2024-го он увеличился почти на 300 млн куб. м. При этом формально конечные потребители получают якобы европейский газ, поскольку при его поступлении в порты Испании, Франции, Нидерландов или Бельгии он теряет российскую маркировку, пишет Reuters. Однако ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что этот рост временный:
«Это не политическое решение, не какое-то послабление или признание Европой, что она зависит от российского газа. Нет, это просто коммерческий эффект, в ЕС самая высокая цена на "голубое топливо" в мире, поэтому больше объемов с "Ямал СПГ" было направлено именно сюда. Reuters приводит довольно большие временные периоды, то есть они фактически сравнивают объемы поставок трубопроводного газа и СПГ с цифрами 2021 года.
Тут важно отметить, что агентство несколько, пожалуй, преувеличивает значение некоего "российского следа". Если уж он где-то и теряется, то происходит это при погрузке СПГ в танкер еще на Ямале.
Топливо сразу становится собственностью, как правило, международных трейдеров — как европейских, так китайских компаний. Все это может идти на рынок ЕС, поэтому он обезличивается не в самой Европе. В самом регионе может осуществляться перевалка, потому что, опять же, НОВАТЭКу очень важно как можно быстрее освободить танкеры арктического класса, вернуться за новой партией. Так что даже все те объемы, которые он направляет на азиатские рынки, идут с перевалкой в Европе и по статистике засчитываются как поставка, по сути, в ЕС».
Крупнейшим реэкспортером российского газа Reuters называет Испанию. Исходя из данных со спутников слежения за судами, в 2023 году четыре швейцарские компании купили и продали больше 1 млн тонн российского СПГ в Испании. При этом агентство отмечает, что рост доли российского газа в Европе не нарушает законы ЕС. Страны не вводили запрет на его поставки. Однако они планируют полностью отказаться от газа и СПГ из России к 2027 году.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".