Приговор на память
Суд не стал лишать свободы пермского общественника
Индустриальный райсуд Перми вынес приговор по делу бывшего руководителя Центра исторической памяти Александра Чернышова. Он был признан виновным в покушении на контрабанду культурных ценностей из России в Германию, которыми, по мнению силовиков, являются документы пермского отделения «Мемориала» (федеральная организация «Мемориал» внесена в реестр иностранных агентов, ликвидирована по решению суда). Часть документов содержали данные о репрессированных и реабилитированных лицах. Как установил суд, преступление он намеревался совершить с бывшим руководителем отделения Робертом Латыповым (признан иностранным агентом), проживающим сейчас в Германии и находящимся в розыске в России. Гособвинение предлагало суду отправить господина Чернышова в колонию общего режима на три года. В итоге подсудимый, который провел в СИЗО больше десяти месяцев, приговорен к этому сроку условно и освобожден в зале суда.
Уголовное дело в отношении Александра Чернышова было рассмотрено по существу всего за одно судебное заседание — еще на стадии предварительного следствия он полностью признал вину и заключил досудебное соглашение с прокуратурой. Господин Чернышов был задержан 20 мая прошлого года, а через два дня был отправлен в СИЗО по обвинению в покушении на контрабанду культурных ценностей из РФ группой лиц по предварительному сговору. Как следует из обвинительного заключения, он намеревался вывезти в Германию часть архива пермского отделения «Мемориала» (федеральная организация «Мемориал» внесена в реестр иностранных агентов, ликвидирована по решению суда) вместе с Робертом Латыповым (признан иностранным агентом). Последний был руководителем отделения, летом 2022 года он уехал в Германию, и сейчас работает в Бременском университете.
Следствие и прокуратура считают, что еще до отъезда господин Латыпов (признан иностранным агентом) отправил в ФРГ больше десяти коробок с архивом организации, а часть документов вывез в электронном виде на жестком диске. После отъезда Роберт Латыпов (признан иностранным агентом) продолжал оказывать влияние на бывших «мемориаловцев», в том числе и на Александра Чернышова. По его просьбе он организовал отправку документов в Германию транспортной компанией, в некоторых бумагах содержались данные о репрессированных и реабилитированных на территории Прикамья. Позже документы были оценены экспертами в 530 тыс. руб. В марте из офиса компании их изъяли силовики.
Александр Чернышов был задержан в аэропорту Шереметьево при попытке вылететь в Стамбул, откуда он собирался перебраться в Германию. На следствии он пояснил, что ему предложили там временную работу, поэтому уезжать насовсем он не собирался. Меньше чем через месяц нахождения в СИЗО он заключил досудебное соглашение, в рамках которого дал показания в отношении Роберта Латыпова (признан иностранным агентом). Общественник был объявлен в розыск, уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство и приостановлено.
В ходе судебного прения гособвинитель сообщил, что условия досудебного соглашения господин Чернышов выполнил в полном объеме. При этом прокурор предложил суду приговорить подсудимого к трем годам колонии общего режима. Защитник Александра Чернышова адвокат Анастасия Шардакова просила назначить условный срок.
На приговор пришли больше десятка сторонников подсудимого, среди которых оказались члены общины евангелистов, коллеги по деятельности в «Мемориале» (федеральная организация «Мемориал» внесена в реестр иностранных агентов, ликвидирована по решению суда), а также правозащитники. В итоге суд согласился с позицией адвоката и приговорил господина Чернышова к трем годам условного лишения свободы с аналогичным испытательным сроком. В приговоре указано, что архив пермского «Мемориала» (федеральная организация «Мемориал» внесена в реестр иностранных агентов, ликвидирована по решению суда) теперь должен быть передан в Пермский государственный архив социально-политической истории. До вступления приговора в законную силу осужденному была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, его освободили в зале суда.
Для многих присутствующих решение об условном сроке оказалось неожиданным. «Вот! А вы говорили, что бога нет!»— радовался пресвитер церкви евангелистов-баптистов Алексей Зуев. «Бога, может, и нет, а вот адвокат и судья — точно есть»,— спорил с ним другой сторонник осужденного.
Анастасия Шардакова считает, что назначение условного срока — хороший результат. «Пока трудно сказать, чем руководствовался суд, об этом можно будет говорить только после изучения мотивировочной части приговора»,— пояснила защитник.