Грузам ищут место
Уральские транспортные компании столкнулись с нехваткой логистических комплексов
В 2023 году уральские транспортные компании окончательно переориентировались с западного направления на восточное. По данным таможни, регионы УрФО нарастили внешнеторговый оборот с Азией с 55% в 2022 году до 69% в 2023 году. Однако в связи с западными санкциями возникла сложность с оплатой услуг и товаров. Другой проблемой отрасли стала нехватка логистических комплексов на Урале и Дальнем Востоке.
Как рассказал на круглом столе в Екатеринбурге начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов, регионы УрФО нарастили внешнеторговый оборот с Азией с 55% в 2022 году до 69% в 2023 году, а со странами Европы грузооборот снизился за год на 18%, до 25%.
Руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Уральскому федеральному округу Георгий Шпрейер добавил, что более половины (53%) грузоперевозок из общего объема приходится на Китай, 12% — на Турцию и Монголию. Однако, по его данным, на китайском направлении пока не удалось достичь допандемийных показателей, объемы грузов выросли до 80% от объемов 2019 года.
Региональный управляющий макрорегиона Урал АО «Почта России» Наталья Алемасова подтвердила, что грузооборот с Китаем существенно вырос. По ее словам, в прошлом году Екатеринбург как региональный центр принял более 5 тыс. т международных заказов из Китая. За первые три месяца работы в 2024 году почтово-таможенный пункт в аэропорту Кольцово принял и обработал около 1,5 т почты из Китая. Это рекордный объем за последние пять лет и на 20% больше аналогичного показателя за прошлый год.
«В апреле 2022 года власти Евросоюза, вводя санкции в отношении России, главной целью преследовали разрушить работу логистических цепочек, увеличить стоимость и время доставки грузов, создать дефицит товаров и таким образом нанести максимальный вред экономике России»,— напомнил господин Шпрейер. Поэтому, по его словам, в России с 2022 года произошла переориентация грузоперевозок с европейского направления на южное и восточное. Управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах считает, что «антироссийские санкции стали для транспортной отрасли постоянным фактором».
Однако переориентация с Запада на Восток привела к ряду проблем. Так, в 2023 году на российско-китайской границе возникли многокилометровые очереди из грузовиков. По словам Алексея Фролова, сейчас эта проблема «более-менее решается, но возникла другая сложность — с оплатой услуг и товаров». Напомним, из-за угроз вторичных западных санкций некоторые китайские банки стали ограничивать работу с клиентами из России.
Госпожа Алемасова добавила, что из-за смены вектора с Запада на Восток возникла нехватка логистических комплексов.
«У нас большие логистические комплексы находились в Москве, и пока маршрут шел с Запада на Восток, все было логично. Когда маршрут развернулся, у нас Москва оказалась чуть-чуть незаполненной, зато Екатеринбург и Дальний Восток переполнены»,— призналась она.
Для решения проблемы власти Свердловской области планируют до конца 2024 года реализовать проект «Сухой порт». В него войдут транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Уральский», первая очередь которого открылась в ноябре 2022 года, перспективные ТЛЦ на станциях Гипсовая и Седельниково, ключевые сортировочные и грузовые станции Свердловской железной дороги (СвЖД), а также сеть грузовых терминалов магистрали. Проектная мощность площадки составляет 143 млн т. Инвестиции в проект оцениваются в 12 млрд руб.
Антон Табах прогнозирует, что в ближайшие два года из-за логистических трудностей сохранятся высокие цены на некоторое сырье. При этом он не исключил, что грузоперевозки в западном направлении еще будут востребованы. «Связи с европейскими странами остаются достаточно большими, даже несмотря на текущие события. На Западе риторика более спокойная. Там обсуждается, как можно “сшивать” связи с Россией. Это не обсуждается в рамках того, что это надо делать немедленно, но сам потенциал интересен»,— считает господин Табах.