По самым консервативным оценкам
Правящая в Великобритании партия готовится к историческому поражению
Консервативная партия, которая находится у власти в Великобритании с 2010 года, предпринимает отчаянные попытки поправить свое положение в преддверии грядущих всеобщих выборов. Ради спасения падающих рейтингов премьер-министр Риши Сунак даже готов вывести Соединенное Королевство из Европейской конвенции по правам человека или организовать референдум по выходу страны из Европейского суда по правам человека. Однако, даже если британское правительство решится на столь радикальный шаг, аргументировав его необходимостью защитить острова от наплыва мигрантов, вряд ли это поможет консерваторам избежать сокрушительного поражения на выборах в конце 2024 — начале 2025 года. По последним опросам, Консервативная партия рискует не просто проиграть лейбористам, а пережить ошеломляющий провал.
Всеобщие парламентские выборы в Великобритании, согласно закону, должны состояться не позднее января 2025 года. Премьер Соединенного Королевства Риши Сунак уже пообещал не откладывать их на последний момент и провести голосование во второй половине года. На какую конкретно дату будет назначено волеизъявление, пока непонятно. Зато очевидно, что господина Сунака в любом случае будет ждать тяжелое испытание: дела у правящей с 2010 года Консервативной партии после отставки с поста главы правительства Бориса Джонсона летом 2020 года идут все хуже, а нынешнему премьеру за полтора года у власти так и не удалось поправить положение.
То, что Консервативная партия имеет мало шансов на победу, было понятно более полутора последних лет. Опрос, проведенный компанией YouGov в январе, показал, что Лейбористская партия может выиграть 385 мандатов в 650-местном парламенте, тогда как консерваторы — лишь 169. С тех пор ситуация стала еще хуже.
Новое масштабное исследование YouGov, в рамках которого с 7 по 27 марта компания опросила более 18,7 тыс. британцев, продемонстрировало вероятность получения лейбористами 403 кресел в Палате общин. Однопартийцы Риши Сунака могут рассчитывать всего на 155 мест.
Причем проиграть свои округа могут и видные представители консерваторов, например действующий министр финансов Джереми Хант и экс-кандидат в лидеры партии и, соответственно, премьер-министры Пенни Мордонт.
Таким образом, консерваторы рискуют финишировать не просто с плохим, а с худшим результатом в XXI веке. Последний раз эта партия так проваливалась в 1997 году, получив лишь 165 кресел. Те выборы также стали лучшими в истории для Лейбористской партии под руководством Тони Блэра, которая заняла 418 мандатов и большинство в 179 мест. В 2024 году однопартийцы Кира Стармера, скорее всего, не повторят рекорд своих предшественников, но могут получить подавляющее большинство в 154 кресла над «коллективной оппозицией».
Британские СМИ отмечают, что такой провал консерваторов вполне объясним.
За 14 лет подряд у власти консерваторы умудрились сменить пять премьер-министров, а продавленный ими «Брексит» с его неоднозначными последствиями и скандалы вокруг борьбы с пандемией COVID-19 окончательно подорвали доверие к партии.
По словам экспертов, шансы на то, что консерваторы возглавят новое правительство, составляют 1%. Однако Риши Сунак не сдается и пытается хоть как-то подправить ситуацию. Правда, делает это весьма оригинальным образом.
Помимо объявления даты всеобщего голосования от премьера ждут и предвыборной программы, которая наверняка будет выстраиваться вокруг борьбы с миграцией.
Поднимая ставки, Риши Сунак намекает на выход Великобритании из Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), аргументируя такой шаг необходимостью отвадить от страны нелегалов, которые призывают себе на помощь европейское правосудие.
В июне 2022 года Лондон в последний момент отменил вылет первого самолета с мигрантами в Руанду, с которой до этого было заключено соглашение, согласно которому страна была готова разместить у себя просителей убежища, депортируемых из Соединенного Королевства. Однако лайнер был остановлен распоряжением ЕСПЧ, который счел решение британского правительства противоречащим правам человека. Несмотря на это, Палата общин в январе 2024 года одобрила законопроект, позволяющий отправлять мигрантов в Руанду, где те должны будут дожидаться рассмотрения заявок на получение убежища в Великобритании. Документ также должен быть одобрен Палатой лордов.
Тем не менее к британскому правительству продолжают поступать иски в ЕСПЧ. Ряд консерваторов хочет решить этот вопрос радикально, требуя от господина Сунака включить в партийный манифест обязательство выйти из ЕСПЧ. Другим вариантом может стать обещание провести всеобщий референдум, на котором вопрос о выходе из ЕСПЧ решит народ.
В недавнем интервью газете The Sun премьер заявил, что «обеспечивать безопасность границ и контролировать нелегальную миграцию важнее, чем сохранять членство в каком-либо иностранном суде». До этого Риши Сунак намекал, что считает возможным игнорировать решения ЕСПЧ, если речь заходит о защите британского суверенитета. Теперь дело дошло и до угрозы выхода из Европейской конвенции по правам человека.
Решится ли Лондон на подобный шаг — вопрос открытый. Консерваторы стараются лишний раз об этом не говорить, напирая на проблемы именно с ЕСПЧ, однако за выходом из конвенции королевству, судя по всему, придется покинуть и старейшую международную организацию на континенте — Совет Европы,— в создании которой Великобритания принимала прямое участие.
Лейбористы, услышав Риши Сунака, тут же забили тревогу, утверждая, что консерваторы решили отказаться от соблюдения прав человека в Великобритании. Те же, напротив, поддержали своего лидера. Впрочем, они, похоже, быстро осознали, что роль Великобритании в появлении ЕСПЧ и попытки оппонентов представить консерваторов противниками соблюдения прав человека могут негативно сказаться на их и без того пострадавшем имидже. Поэтому основной посыл всех заявлений сводился к тому, что Лондон уважает ЕСПЧ, но не готов беспрекословно ему во всем подчиняться, тем более что суд «уже не тот, что прежде».
Как бы то ни было, британские СМИ склоняются к тому, что до выборов Риши Сунак не станет инициировать реальный выход королевства из ЕСПЧ, а на данный момент его жесткая риторика — скорее попытка отвоевать хотя бы часть утраченных симпатий электората. Это может не сработать, но в нынешнем положении консерваторов оправдан уже почти любой риск.