«Дилеры освоились с новыми реалиями»

В Татарстане вдвое вырос объем рынка автокредитов

В первые два месяца 2024 года жители Татарстана заняли у банков 12,6 млрд руб., чтобы купить автомобили. Сейчас в основном популярны китайские марки, а также отечественная Lada. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года объемы автокредитования в регионе увеличились более чем вдвое. Эксперты считают, что дилеры «освоились с новыми реалиями и выработали концепцию продаж, ориентированную на массового покупателя». Однако они прогнозируют, что во втором квартале этого года рынок автокредитования будет постепенно охлаждаться.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В Татарстане в январе-феврале 2024 года объем выданных автокредитов достиг 12,61 млрд руб. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тогда банки выдали жителям республики займы на покупку автомобилей на общую сумму 6,29 млрд руб. Об этом сообщило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), проанализировав данные 3 тыс. финансовых организаций.

В целом по России за первые два месяца этого года было выдано автокредитов на сумму 272,7 млрд руб., или на 102,9% больше, чем за аналогичный период 2023 года. При этом в феврале 2024 года было выдано автокредитов на 154,7 млрд. руб., что на 31,2% больше, чем в январе. А годовой рост составил 126,2%.

Наибольший объем выданных автокредитов за два месяца зафиксирован в Москве (23,34 млрд руб.), Московской области (19,02 млрд руб.), Санкт-Петербурге (14,58 млрд. руб.). Татарстан среди всех субъектов РФ занял четвертую строчку, обогнав Краснодарский край. При этом республика осталась лидером в Приволжском федеральном округе.

Напомним, в 2022 году объем автокредитов в Татарстане составил 22,6 млрд руб., что на 32% меньше, чем годом ранее. Средняя стоимость автомобиля в кредит увеличилась на 7% — с 960 тыс. руб. до 1,02 млн руб. В 2023 году рынок автокредитования начал восстанавливаться и пикового значения средний размер автокредита достиг в октябре. По итогам всего 2023 года в Татарстане было выдано кредитов на сумму 59,6 млрд руб. Это в 2,2 раза больше, чем за предыдущий год.

«Столь значительные темпы роста объемов выданных автокредитов в первые месяцы 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объясняются прежде всего эффектом низкой базы из-за дефицита новых автомашин в начале 2023 года»,— объясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. Он отмечает «продолжающийся рост продажи новых автомобилей, массовые поставки которых возобновились с весны прошлого года», и тот факт, что «граждане пытаются успеть приобрести автомобили до 1 апреля, когда изменится порядок начисления утилизационного сбора». «Стоит также выделить всевозможные акции и скидки от дистрибьюторов, которые стараются сократить затоваренность собственных складов»,— говорит он.

«Рост в целом соотносится с общероссийской тенденцией»,— соглашается президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов. По его словам, сейчас наиболее востребованы китайские марки — Geely, Haval, GAC, Changan и Cherry. Также в кредит берут продукцию АвтоВАЗа, в частности модели Lada, которые доступны в том числе за счет программы льготного кредитования.

«Пользуются спросом и автомобили по параллельному импорту, но из-за изменений в части уплаты утильсбора и уравнения правил продаж таких машин у дилеров и частных продавцов они скоро станут существенно дороже. Поэтому фокус интереса потребителей будет и дальше смещаться в сторону отечественных марок и более доступных китайских»,— добавляет господин Фофанов. По его словам, «кредиты сейчас востребованы». «По сравнению с прошлым годом дилеры, можно сказать, освоились с новыми реалиями и выработали концепцию продаж, ориентированную на массового покупателя»,— говорит он. Также он отмечает, что цены на автомобили выросли и кредит выгоден тем, что не надо сразу платить всю сумму, увеличились сроки кредитования.

«Рынок во втором квартале, скорее всего, будет охлаждаться из-за высокой базы первого квартала, повышения цен на автомобили, которое уже произошло в большей части модельного ряда, а также в целом из-за жесткой денежно-кредитной политики ЦБ РФ»,— прогнозирует эксперт.

Кирилл Антонов

Вся лента