«Смута» пришла к геймерам
Будет ли востребована новая российская RPG
Видеоигру «Смута» официально презентовали в Нижнем Новгороде и запустили в продажу. Власти выделили на ее разработку 500 млн руб. Нижегородский губернатор Глеб Никитин заявил на презентации, что присутствует «при эпохальном событии», а атмосфера игры — «плоть от плоти нашего региона». Сценарий основан на историческом романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» Михаила Загоскина.
Персонаж пользователя присоединяется к ополчению, чтобы освободить Москву от польских интервентов. По прибытии в Нижний Новгород он встречает князя Минина, который обращается к жителям: «Граждане нижегородские, люди русские, долго еще злодеям поить русскую землю кровью наших братьев? Оставим ли в руках врагов Москву? Неужели, умирая за веру христианскую, мы пожалеем достояния земного? Для содержания войска отдадим все золото и серебро. А если мало и этого, продадим все имущество, заложим жен и детей наших».
В 2023 году создатели «Смуты» рассказали, что из-за санкций и перехода на российское программное обеспечения компании пришлось перенастраивать большинство процессов с нуля. Разработчик — Cyberia Nova — продает игру только в сервисе VK Play и только в версии для компьютеров. Еще до официального релиза она столкнулась с критикой со стороны геймерского сообщества. Бывший главный редактор «Игромании» Александр Кузьменко, который уже оценил «Смуту», объяснил почему: «Все персонажи, которые встречаются на пути главного героя, рассказывают про время, почему вообще вся эта история с поляками заварилась.
Ты открываешь новое оружие, а тебе начинают сыпать и сыпать деталями. Это, в общем-то, хорошо с образовательной точки зрения, но как игра — это продукт несостоявшийся. Персонаж не умеет прыгать. Сражения сделаны просто очень плохо. Зато присутствует красивая графика, аутентично сделанные локации. Нужно отрезать все вот это, может быть, попробовать выступить в другом жанре.
Озвучка персонажей — были такие пиратские переводы в конце 90-х. То есть "Смута" как будто возвращает нас в 2005 год. И это было бы допустимо, если бы она стоила 200-300 руб. Но за 2 тыс. руб. продавать игру четкого качества "В", по-моему, нельзя».
Кроме того, блогеры, которым дали доступ к игре до релиза, жаловались на плохую оптимизацию. В некоторых локациях качество графики падало даже на мощных устройствах. Впрочем, больших ожиданий от «Смуты» и быть не могло, скорее, игру следует воспринимать как первый шаг для отрасли в условиях ее «пересборки» и санкций, считает автор Telegram-канала «Грустный Киберпанк» Никита Королев: «Во-первых, бюджет этой игры крайне мал на фоне AA-игр. Во-вторых, срок разработки составил всего порядка двух лет — это очень мало для качественной масштабной RPG.
В-третьих, сейчас игра запустилась, разработчики соберут фидбэк от фанатского сообщества, я состою в нескольких группах и вижу, как они это делают, и выйдет несколько патчей. Очень важно еще одну вещь упомянуть: масштабных RPG-игр, которые сделаны за российские деньги внутри России, не выходило больше 10 лет. Да, в российском сеттинге выходили качественные игры, сделанные русскоязычными командами, например, серия Metro, но там были деньги зарубежных инвесторов.
Естественно, будет ряд негативных обзоров, они уже есть, но думаю, аудитория у игры появится, и сама студия в любом случае заработает денег. Большая часть средств, порядка 70%, невозвратные. 30% — деньги инвесторов — порядка $3 млн. Думаю, это окупится вполне».
Одна из аффилированных с Россией видеоигр, которая получила более позитивные отзывы от сообщества, вышла год назад. Шутер Atomic Heart создала студия Mundfish, которая в феврале 2022-го стала позиционировать себя как кипрская компания с международным составом разработчиков. По данным источников РБК, бюджет игры превысил $25 млн.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".