Продавцы считают штрафы

Какие взыскания выплачивают маркетплейсу селлеры

Wildberries взыскал почти 15 млрд руб. штрафов и неустоек с продавцов за 2023 год. Это в 37 раз больше, чем годом ранее, пишет РБК со ссылкой на финансовый отчет маркетплейса. Еще почти 5 млрд руб. взысканий компания получила по хозяйственным договорам. Сумма штрафов, которая была собрана с пунктов выдачи заказов, не раскрывается.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Речь идет об обязательствах по договорам с логистическими партнерами и продавцами: источником дохода такие взыскания назвать нельзя, отметила руководитель пресс-службы маркетплейса Екатерина Санченко: «Основными драйверами роста в структуре выручки Wildberries стали доходы от розничной продажи товаров и готовой продукции, доходы от экспорта, а также доходы от оказания рекламных услуг.

Что касается мер, установленных правилами платформы, то они имеют как стимулирующую, так и компенсационную функцию, но их никак нельзя назвать источником заработка. Они применяются в частности при выполнении обязательств перед покупателем, ну, например, в случае отказа продавцом от выполнения ранее принятого заказа. При этом мы предоставляем возможность продавцам обратиться за пересмотром или сторнированием штрафа».

Чаще всего, по словам продавцов маркетплейса, штрафы приходят за ошибки на производстве, неправильную маркировку или некачественную упаковку. Небольшим селлерам это обходится в среднем в сумму до 1 тыс. рублей. Штрафы для крупных выше. Самые серьезные из них — вплоть до 500 тыс. руб. — назначаются за продажу контрафакта, рассказали “Ъ FM” продавцы площадки:

«Я небольшой поставщик. За неделю я должен получить 500 тыс. руб., а штраф — 600 руб. Когда только начинал, думал, работаю-работаю нет штрафов три месяца — нет штрафов, потом раз — 200-300 руб. прилетело. Обидно, надо найти, в чем проблема. Начинаешь читать оферту, и ты понимаешь, что проблема в упаковке. Начинаю проверять — реально был косяк в упаковке, или, там, неправильно наклеили шрихкод. Поэтому я эти штрафы даже не оспариваю».

«Штрафы еженедельно приходят, но они незначительные. Там больше человеческий фактор на производстве, на складе, на наших это, то есть неправильно маркировку сделали — получили штраф. У нас в неделю, ну, скажем, это 1-2 тыс. руб.».

«Бывает, что штрафы прилетают неправильно, но мы всегда это оспаривали. Бывает, в неделю бывает 10 тыс. руб., бывает в месяц 1 млн руб.. У нас обороты большие. Там наша была вина, потому что мы пуфики поставляли, не те размеры написали, занизили. Мы это признали и оплатили штраф. Но основное, что штраф сильно вот сейчас помогает, как производителю бороться с неконкурентной средой. До этого, когда не было штрафов, люди ставили одни габариты, бесплатно хранили, а хранение стоит денег, как и доставка той же мебели. А мы конкурировать, не понимали, почему они как будто бесплатно либо мебель воруют, мы вообще не понимали, что происходит. А когда ввели штрафы, мы сейчас видим: рынок меняется».

Год назад Wildberries столкнулся с несколькими забастовками. Сначала взбунтовались владельцы пунктов выдачи, они оспаривали штрафы, начисленные площадкой. Позже к ним присоединились продавцы. Они жаловались на огромные счета за рекламу. Руководство площадки отвечало на это, что некоторые селлеры заказали услуги продвижения на стороне, в результате чего компания потеряла порядка шестисот пятидесяти миллионов рублей. Несмотря на то, что все опытные продавцы изначально закладывают 2-3% бюджета на непредвиденные расходы, тема штрафов для многих болезненна, говорит эксперт по маркетплейсам Артем Бобцов: «Все продавцы Wildberries, которые работают либо достаточно длительное время, либо имеют большие обороты всегда во все бюджеты закладывают от 2% до 3% в среднем на всякие потери.

В эти потери входят и штрафы, которые выставляет сам Wildberries. Сюда же входят и прямые потери, которые случаются на складе у маркетплейса, который, к сожалению, часто теряет товары, случаи, когда клиенты возвращают товар либо в испорченном состоянии, либо неоригинальный. Потери для продавцов оборачиваются доходом по тем или иным статьям для Wildberries. Много продавцов, большие обороты, всего лишь несколько процентов, но сумма тем не менее получается более чем ощутимая. Поэтому в последние годы так вот эта тема тяжело и стала подниматься везде, на тему штрафов и ПВЗ, и штрафов продавцов, и удержание с клиентов, потому что здесь чуть-чуть, там чуть-чуть, но когда у вас оборот 1 трлн руб., даже доли процента — это уже десятки миллиардов рублей».

Национальное агентство финансовых исследований выяснило, что почти 70% россиян брали подработку в течение прошлого года. Чаще всего они обращали внимание на вакансии курьеров.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Екатерина Вихарева

Вся лента