Магазинам потребовалась кассовая смена
Почему торговые точки не могут отказаться от терминалов оплаты
Amazon откажется от магазинов без касс и терминалов оплаты. Компания реконструирует точки, где работала эта система, и не будет открывать новые, сообщает Bloomberg. Первый магазин такого типа появился в 2018-м. Покупатель скачивал специальное приложение и на входе сканировал QR-код. Умные камеры и сенсоры отслеживали, какие товары взял покупатель, а деньги списывались автоматически на выходе. Однако портал Engadget выяснил, что действия клиентов анализировал не искусственный интеллект, а 1 тыс. сотрудников в Индии. Покупатели при этом жаловались, что чеки иногда приходили через несколько часов. Некоторые посетители беспокоились о сохранности персональных данных, в том числе биометрических.
Есть ли будущее у такой технологии? Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов считает, что пока у магазинов без касс много существенных недостатков: «Такая технология совершения покупки требует достаточно серьезной, тонкой настройки, контроля за поведением потребителя и автоматического четкого считывания того, какой товар берется с полки. Потребитель берет продукцию в одном месте и может ее переложить. Датчики плохо это все учитывают или не учитывают вовсе, вследствие чего увеличиваются и случаи фактической неоплаты данного товара.
Даже нет речи о совершении воровства, просто техника сбоит и не учитывает совершенные покупки. Таким образом компания несет убытки. В целом достаточно сложно внедрить эту технологию».
Магазины без касс пытались внедрить и в российской столице. Подобные проекты были у «Азбуки вкуса» и «Вкусвилла». Однако обе точки проработали в «Москва-Сити» около года, после чего закрылись. «Пятерочка» тестировала формат «на лету», это магазины самообслуживания без персонала. Однако масштабным проект не стал, сейчас работает лишь один такой магазин. Ритейлеры не раскрывали сумму вложений. Но, как предполагают собеседники “Ъ FM”, речь шла о десятках миллионов рублей.
Несмотря на трудности технология развивается и, как показывает опыт, она больше подходит для небольших магазинов, отметил технический директор компании-разработчика систем компьютерного зрения Neurus Иван Талалаев (ее технологии внедрял «Вкусвилл»): «У Amazon это были большие магазины с кулинарией, кухней, возможностью сесть за столики и перекусить. Для их бизнеса это оказалось нецелесообразно. Китай и наши партнеры рассматривают это для других форматов: это запуск небольших магазинов, где можно купить фаст-фуд, формально это переход к вендинговой системе.
Здесь проблемой является то, как эту технологию применяют. Если делать это так, как в России или Китае, тогда она становится очень прозрачной, очень понятной, очень окупаемой, потому что мы имеем полный контроль над покупателем, есть кассовые сокращения, в том числе операционных издержек на введение персонала. Точка становится круглосуточной.
Если говорить про оснащение такого магазина, то это сопоставимо с закупкой обычного торгового оборудования: холодильников, полок. Это добавляет к срокам окупаемости где-то 20%, если сравнивать с установкой обычного оборудования. Окупаемость зависит от размера магазина, она колеблется где-то от шести месяцев до полутора лет, во всяком случае в нашей технологии, в нашем подходе.
На фоне Amazon Go мы делаем "автомат Калашникова", недорогую, но надежную вещь. Они делали "снайперскую винтовку", очень точную, но которая стоила безумных денег».
Вместо магазинов без касс Amazon сконцентрируется на другой технологии — компания будет активнее внедрять «умные» тележки. Первые подобные устройства на Западе появились около пяти лет назад, обычно они оснащены камерами и монитором для считывания штрих-кодов. Некоторые позволяют взвешивать товар, а также сразу оплачивать покупку.
Это тоже недешевая технология, к тому же тележки быстро выходят из строя, подчеркнул независимый эксперт по инновациям в ритейле Борис Агатов: «Такие вещи долго не живут. Вы видите, как быстро выходят обычные тележки из строя, в которых ничего нет, никакой электроники. И если там появится достаточно большой монитор, камеры, то все это тоже очень быстро придет в негодность при той интенсивной эксплуатации, которая есть в магазинах.
Положить в тележку товар и вынуть его, когда тебе он не нужен, можно, сейчас технологии это позволяют. Но, опять же, нет уверенности в том, что все происходящее будет хорошо распознаваться, что не придется нанимать еще тысячу индусов, которые бы следили за всем.
Что касается плюсов такой технологии, то, конечно, скрытые возможности у этих тележек есть. Они могут отслеживать маршруты покупателей, показывать им рекламу на дисплее, это все как-то подводит к лучшей монетизации такого оборудования. Но по факту это все работает не слишком сильно. Есть альтернативы: можно просто повесить мониторы в магазин и на них транслировать рекламу, примерно такой же будет эффект. С помощью тележек можно попытаться добиться персонализации, но инвестиции слишком высокие, чтобы получить какой-то значимый результат».
В Китае бум магазинов без касс пришелся на 2017 год, в стране тогда появились сотни торговых точек. Они были похожи на небольшие киоски, персонала там не было. Но интерес к такому формату быстро упал. Как писали СМИ, в этих магазинах сложно было продавать свежие продукты.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".