Аналитический подход к туризму
Как big data просчитывает привлекательность регионов
Значительный рост внутреннего турпотока и сформулированная властями задача по созданию в регионах новых точек притяжения стимулируют субъекты страны искать перспективные локации для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов. Для четкого планирования и нивелирования рисков нужны качественные аналитические инструменты, например решения на основе big data.
Активный рост турпотока в последние несколько лет привел к появлению внутри страны новых туристических локаций и брендов. Например, Дагестан стал не только экскурсионным, но и популярным пляжным направлением, в Сибири сформировались горнолыжные кластеры, а Мурманская область стала точкой притяжения поклонников Арктики. В общей сложности, согласно оценкам зампреда правительства РФ Дмитрия Чернышенко, который курирует госпрограмму «Развитие туризма» и нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», в 2023 году россияне совершили 78 млн туристических поездок по России, что на 21% больше, чем за 2022 год. Позитивный тренд сохраняется и в 2024 году: согласно данным Росстата, за два месяца с начала года в российских гостиницах суммарно остановилось 11 млн человек, что на 12,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Цель до 2030 года — увеличить число турпоездок россиян по стране до рекордных 140 млн в год, то есть практически в два раза.
Инвестиции и кадры
Объем финансирования госпрограммы по развитию туризма в 2023–2024 годах, согласно данным Минэкономики, составил порядка 100 млрд руб., и ожидается, что в дальнейшем темпы развития отрасли будут нарастать. В частности, президент РФ Владимир Путин на ПМЭФ летом 2023 года распорядился ускорить развитие туристической инфраструктуры в регионах, а в конце марта поручил правительству предусмотреть финансирование мер поддержки туристической отрасли за счет федерального бюджета в размере не менее 403 млрд руб. Речь идет о множестве различных проектов, отбираемых не только на федеральном, но и на региональном уровне. В Адыгее, на Камчатке и в Кузбассе, в Пермском и Приморском крае, Тверской, Воронежской, Иркутской, Пензенской, Челябинской и Ярославской областях в общей сложности планируют создать 44 туристических объекта общей стоимостью почти 50 млрд руб. Их строительство запланировано, в частности, в рамках федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры», который входит в состав профильного нацпроекта и с 2021 года курируется Минстроем. При участии госкорпорации «Туризм.РФ», которая занимается привлечением инвесторов в отрасль, субъекты также получают средства для создания инженерной и транспортной инфраструктуры. Она позволит реализовать инвестиционные проекты более эффективно.
Среди основных проблем туристической отрасли представители Российского союза туриндустрии называют нарастающий дефицит кадров, и с учетом появления новых проектов в этой сфере конкуренция за кадры будет только увеличиваться. При этом основным условием дальнейшего роста внутреннего туризма является активное развитие отраслевой инфраструктуры. О ее нехватке говорят сами россияне. Здесь также встает вопрос кадров: туристам интересны отдаленные регионы, а для того чтобы привлечь в них квалифицированный персонал, необходимо строить под него свою инфраструктуру, предлагать более высокие оклады, что не слишком позитивно сказывается на инвестпоказателях проектов, а значит, необходима уверенность в том, что проект в будущем не только окупится, но и принесет прибыль. Анализ big data уже сегодня становится источником управленческих решений в сфере туризма.
Большие данные и аналитика
«Далеко не все создаваемые центры притяжения сейчас на слуху у массовых туристов, поэтому на этапе разработки новых проектов важной задачей региональных и муниципальных властей становится четкое определение перспектив локации. Опираться в этом случае можно на аналитические данные»,— отмечает Кирилл Самошонков, директор по цифровому маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона». Разработанный оператором сервис «Цифровой туризм» позволяет оценивать привлекательность отдельных объектов и территорий для туристов. С его помощью, в частности, проводится оценка турпотоков в регионе, составляется портрет путешественника и его поведенческий профиль, а также выявляются наиболее привлекающие приезжих локации. Благодаря полученным в ходе анализа данным было подтверждено решение о развитии нового туристического кластера на побережье Баренцева моря вблизи губы Малая Волоковая и мыса Лисий — «Валла-Тунтури».
Регионы выстраивают свое «сотрудничество» с big data: геоаналитические отчеты на основе больших данных позволяют понять, откуда приезжают туристы, выявить сезонность и другие параметры. Зная «своего» туриста, его интересы, можно качественнее спланировать туристическую инфраструктуру, выбрать для нее более подходящую локацию и получить больший приток людей в регион, а значит, и денег, которые они в нем в процессе отдыха оставят. Например, анализ данных по Северной Осетии за 2022 год показал, что туристический поток в республику увеличился на 11%. Пик популярности региона пришелся на август и сентябрь, наибольший интерес у гостей вызвал Владикавказ. При этом больше всего туристов приезжают из соседних регионов Кавказа, Ставропольского края и Москвы. Аналитика позволяет четко определить цели туристов: большинство визитеров приезжают в регион в гости к родственникам и лишь 1% — в командировку, а вот в летний период основная цель посещения республики — туризм.
Опыт использования решения «Цифровой туризм» есть и в Приморье. Регион уже получил развернутые данные о турпотоке за 2022 и 2023 годы: решение изучает численность, структуру, динамику потока путешественников на территории как Приморского края в целом, так и его отдельных муниципальных образований. Согласно отчетам, составленным на основе агрегированных данных, за последние три года туристический поток вырос на 68%, при этом наиболее активную динамику визитеры показали в 2023 году. В крае побывали гости из 82 субъектов России и 101 иностранного государства. В перспективе для них будут созданы новые инфраструктурные проекты, которые сделают регион еще привлекательнее.