«Китайская валюта активно используется для диверсификации»
В 2024 году в России сложилась уникальная ситуация, несмотря на высокие ставки по депозитам, россияне не потеряли интереса к инвестициям. О ключевых тенденциях на рынке сбережений и инвестиций, наиболее актуальных продуктовых решениях сейчас и во втором полугодии, развитии продуктовой линейки и новых сервисах в интервью «Деньгам» рассказал заместитель начальника управления продаж инвестиционных продуктов Private Banking и «Привилегии» ВТБ Евгений Береснев.
— Как с начала года изменилась сберегательная активность ваших клиентов?
— В период высоких ставок на финансовом рынке наступает «время вкладчика», ориентирующегося на депозитные продукты для сохранения и приумножения средств. С начала года наш портфель депозитов увеличился на 9%, причем только в феврале этот показатель вырос на 4%, или на 240 млрд руб., вдвое опередив темпы роста всего рынка в целом. На сегодняшний день более 6,5 млн розничных клиентов хранят в нашем банке свои сбережения. При этом общий объем портфеля клиентских средств в рублях достиг отметки в 6,8 трлн руб.
— За счет чего удается расти темпами, опережающими рынок?
— Во-первых, за счет конкурентного уровня ставки, по нашим флагманским продуктам она достигает 16%, то есть находится на уровне ключевой ставки Банка России. Во-вторых, мы создали простые и легкие сценарии открытия депозита, заменив большое число разных вкладов одним — вкладом-конструктором. Вы можете, исходя из своих задач и целей, самостоятельно выбрать параметры интересующего сберегательного продукта. Помимо привычной опции выбирать период размещения теперь можно индивидуально настроить и другие параметры: возможность пополнения или частичного снятия средств, начисления процентов — ежемесячно на отдельный счет, с ежемесячной капитализацией или в конце срока. В зависимости от выбранных опций банк предложит процентную ставку, которая и будет зафиксирована в договоре срочного депозита.
Особое внимание уделяем клиентам, у которых на счет в банке поступает зарплата, пенсия. Им мы предлагаем улучшенные условия по банковским продуктам. В частности, к сберегательным продуктам для старшего поколения мы добавили бесплатную страховку от любых мошеннических операций со счетом и картой. Наша задача — понимать и защищать интересы всех поколений семьи, стать доверенным финансовым партнером в любых жизненных ситуациях. Такой комплексный клиентоориентированный подход наравне с высокой доходностью усиливает конкурентное преимущество наших решений.
— Исторически состоятельные россияне держали две трети сбережений в валюте. Как за последние два года изменились валютные предпочтения россиян?
— На фоне активного процесса девалютизации, начавшегося в российской экономике в 2022 году и продолжающегося по сей день, доля валютных сбережений снизилась. Параллельно развивался процесс вытеснения недружественных валют, а именно доллара и евро, валютами дружественных стран, самая популярная среди которых — юань.
Китайская валюта активно используется для диверсификации портфелей инвесторов, и ее же выбирают многие вкладчики.
Причины понятны — это растущая роль юаня в международных расчетах, при этом его курс демонстрирует хорошую устойчивость к колебаниям конъюнктуры, а значит может выступать альтернативой доллару США. Вдобавок к этому такие депозиты позволяют получить и высокую доходность в иностранной валюте, еще в феврале мы довели максимальную ставку по ним до 5,05%. В итоге портфель юаневых вкладов в ВТБ вырос на 1 млрд CNY с начала года и превысил отметку 14 млрд CNY по итогам первого квартала. Это более 35% всех валютных пассивов в нашем банке. Юань уже потеснил со второго места евро. К концу года планируем увеличить объем портфеля юаневых депозитов более чем в полтора раза.
— Почему фокус банков сейчас сосредоточен в основном именно на китайской валюте, а не на другой — например, дирхамах?
— Нет запроса на такие валюты со стороны корпоративного бизнеса. Если мы говорим о юане, то на него есть четко транслируемый спрос у компаний, участвующих во внешнеэкономической деятельности: на кредитование, валютные расчеты, проектное финансирование. Поэтому банки, которые занимают традиционно лидирующие позиции во внешнеторговой деятельности, такие как ВТБ, вынуждены конкурировать с другими кредитными организациями. Но и на дирхам смотрим с интересом как на возможную альтернативную валюту для сбережений.
— Текущая ставка на вклады в юанях уже даже больше 5% — это потолок или она может еще вырасти?
— Доходность таких депозитов зависит в первую очередь от денежно-кредитной политики Народного банка Китая, который активно отслеживает дифференциал ставок с ФРС США, балансируя тенденцию к оттоку капитала с задачей по целевому росту экономики выше 5%. На горизонте 2024 года мы не видим тенденции к резкому изменению уровней доходности ни вверх, ни вниз, так как набор мер, принятых китайским регулятором, дал эффект в среднесрочной перспективе. Во-вторых, на уровень юаневой ставки в России влияют и внутренние факторы, а именно, запрос корпоративного блока и ужесточение конкурентной среды. Поэтому даже если денежно-кредитная политика Народного банка Китая не изменится, ставки по таким депозитам могут все равно меняться в ту или иную сторону.
— Стоит ожидать полного замещения долларов и евро юанем?
— Мы не планируем вводить какие-либо меры принудительного замещения, скорее рассчитываем на естественный процесс, который будет поддерживаться высокой разницей ставок между депозитами в «токсичных» валютах и в дружественных. Определенную роль может сыграть расширение линейки сберегательных продуктов в юане. В этом году планируем запустить накопительный счет в этой валюте, позволяющий управлять сбережениями более оперативно без потери доходности.
— Давайте затронем тему инвестиций. Какую долю они занимают в сбережениях ваших состоятельных клиентов?
— Наш общий портфель состоятельного сегмента составляет 6,2 трлн руб., на инвестиционные продукты приходится 1,9 трлн руб., то есть более 30%. Это довольно высокое проникновение, если учесть, что мы все-таки классический банк, а не брокер.
— Высокая ставка по депозитам повлияла как-то на инвестиционные предпочтения клиентов?
— Высокая ставка по депозитам, безусловно, скорректировала и инвестиционные предпочтения клиентов. Продукт номер один, который пользовался повышенным спросом в прошлом году и к которому сохраняется интерес в 2024 году,— это БПИФ денежного рынка. Его доходность сопоставима с ключевой ставкой Банка России, при этом он обладает более высокой ликвидностью, чем депозит или накопительный счет. Продукт номер два — это флоатеры, облигации с плавающим купоном. Осенью прошлого года мы запустили собственные облигации с привязкой купона к ключевой ставке ЦБ и собрали более 18 млрд руб. В феврале 2024 года зарегистрировали новый выпуск с плавающим купоном, по которому предусмотрена премия к ключевой ставке в размере 0,25 процентного пункта.
— Период высоких ставок рано или поздно закончится. Что в таком случае будет интересно для инвестиций?
— Мы понимаем, что нужно готовиться к постепенному смягчению денежно-кредитной политики Банка России. В начале апреля наши аналитики презентовали инвестиционную стратегию на второй квартал, и с учетом снижения ставки, которое эксперты ждут во втором полугодии, взгляд на акции стал умеренно позитивным, против нейтрального в конце прошлого года. Выделяем три интересных сектора на рынке, фавориты: компании IT-сектора, которые выигрывают от импортозамещения софта, потребительский и финансовый секторы, ориентированные на высокий внутренний спрос.
— Проявляют ли ваши клиенты интерес к замещающим облигациям?
— Интерес к квазивалютным инструментам, конечно же, есть, так как состоятельные инвесторы всегда стремятся хеджировать валютные риски. При этом предпочтение отдается замещающим облигациям.
Тут хотел бы отметить важную деталь, не только для банка, но и для наших клиентов. 25 марта ВТБ начал размещение замещающих облигаций по трем своим оставшимся выпускам еврооблигаций. Самый крупный из них — это выпуск субординированных еврооблигаций номиналом $2,25 млрд. Уникальна сделка не только объемом, но и предложением: участвовать в замещении могут не только резиденты, которые хранят бумаги на счетах в НРД, но и те, у кого бумаги находятся в любом зарубежном депозитарии. Именно поэтому мы рассчитываем на высокую активность держателей наших бумаг и максимальное замещение своих еврооблигаций.
— Банк продолжает активно выпускать структурные облигации?
— Суммарный объем продаж таких продуктов по итогам минувшего года составил 50 млрд руб., тем самым мы смогли полностью восстановиться после ухода с рынка иностранных банков с их структурными продуктами. Конечно, из-за ограничений клиентам доступны только продукты с базовым активом — российские ценные бумаги, акции и облигации. Мы работаем над расширением доступных стратегий, в частности, запустили валютные решения с юаневой доходностью.
— К каким структурным облигациям больше запрос с защитой или без защиты капитала?
— Сейчас интересуются в первую очередь короткими структурными облигациями (со сроками размещения 6–12 месяцев) без защиты капитала, но с гарантированным дополнительным доходом на уровне выше 20% годовых. Причина проста, когда у вас на одной чаше весов депозит с 15–16-процентной ставкой и структурный продукт с защитой капитала, дающий сопоставимую доходность, перевес будет на стороне депозита. Поэтому инвесторам больше интересны решения с условной защитой, но с потенциальной доходностью свыше 20%.
— В условиях изоляции на российском рынке появился новый инвестиционный продукт — это цифровые финансовые активы (ЦФА). Проявляют ли ваши клиенты интерес к ЦФА? Почему?
— Интерес у клиентов есть, но он не выражается десятками миллиардов рублей, речь идет о точечном запросе от клиентов-инноваторов, как я их называю, которые хотят добавить что-то новое в портфель. Но даже такой запрос мы обязаны удовлетворять, поэтому ведем работу над предложением ЦФА в партнерстве с одним из крупнейших независимых операторов информационных систем (ОИС).
— На какой актив выпустите ЦФА?
— Это будет недвижимость. Более подробные параметры выпуска, по объективным причинам, назвать не смогу. По итогам данного пилотного проекта мы не только оценим спрос, но и проработаем клиентский путь, без чего допускать такой инновационный продукт в линейку не имеет смысла. Одна из больших сложностей, которая есть на рынке и с которой сталкиваются банки, не имеющие собственного ОИС,— это идентификация клиентов, делегирование идентификации сторонней компании, прохождение онбординга. В рамках дебютного выпуска мы на практике отработаем все эти вопросы, проанализируем пути роста для будущего масштабирования.