«Молочная культура» сливает долги
Областное предприятие выходит из процедуры банкротства
Фонд Goodness Foods, который в конце прошлого года стал основным владельцем ГК «Молочная культура» (Ленинградская область), погасил ее долги перед Россельхозбанком. Выплата кредитору более 1 млрд рублей позволила прекратить банкротство предприятия. У «Молочной культуры» сильный бренд, но доверие перед банками и торговыми сетями восстанавливать придется, полагают участники рынка.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти остановил процедуру банкротства ООО «Молочная культура» и АО «Сельцо». Информация об этом содержится в картотеке арбитражных дел. Производство по делу прекращено, поскольку структуры ГК «Молочная культура» погасили задолженность перед Россельхозбанком на сумму около 1,1 млрд рублей, следует из судебных материалов.
«Молочная культура» развивает фермерское хозяйство и завод в Ленобласти, который перерабатывает 50 тонн молока в сутки. Также группа управляет производством йогуртов и творожного сыра мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки. В 2022 году выручка ООО «Молочная культура» составила 1,1 млрд рублей, чистая прибыль — 2,3 млн, указано в системе «СПАРК-Интерфакс». В конце прошлого года 79% производителя приобрел ЗПИФ Goodness Foods, который инвестирует в сельское хозяйство и пищевую промышленность. Управляющая компания фонда — «Сигнет капитал» принадлежит Павлу Полухину. Его связывают с бывшим членом Совета Федерации Глебом Фетисовым, однако он сам эту информацию опровергал. Еще 21% «Молочной культуры» находится в собственности УК «Молочная культура». Ранее эта структура принадлежала основателю ГК «Молочная культура» Евгению Чернышеву, сейчас в число владельцев компании входят его супруга Марина Вергун и Станислав Чернышев.
Правовых оснований для запуска процедуры банкротства нет, поскольку весь кредит перед Россельхозбанком был погашен, пояснили «Ъ-СПб» в «Молочной культуре». У группы нет просроченных обязательств перед другими партнерами, а ее финансовое положение обеспечивает стабильную работу и развитие, добавили там. В Россельхозбанке не ответили на вопросы «Ъ-СПб».
Россельхозбанк инициировал банкротство «Молочной культуры» в ноябре прошлого года (doc/6379024). В кредитной организации указывали, что группа прекратила выполнять кредитные обязательства. Обращению банка в суд предшествовало возбуждение в отношении Евгения Чернышева уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, он создал организованную преступную группу, которая незаконно предоставляла в налоговые органы заявления на возмещение НДС под видом деятельности по экспорту зерна. В 2022 году предпринимателя объявили в международный розыск.
У «Молочной культуры» есть сильный бренд и лояльная аудитория, считает заместитель директора Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев. Группа занимала наиболее сильные позиции в категории йогуртов, но не была заметна в других сегментах, отмечает другой собеседник «Ъ-СПб» на молочном рынке. После возникших проблем новому инвестору придется восстанавливать доверие перед банками и торговыми сетями, а также вложить существенные средства в продвижение бренда, предупреждает он.
Молочная отрасль остается инвестиционно привлекательной, учитывая потенциал для замещения импорта, говорит Георгий Житмарев. Кроме того, на фоне опережающего роста цен на яйца и мясо молоко стало для потребителей доступным источником белка, уточняет он. При этом сельское хозяйство отличается длительными сроками окупаемости, а ужесточение регулирования, связанное с цифровизацией рынка, требует дополнительных затрат, подчеркивает господин Житмарев.
В 2023 году валовый объем потребления молочной продукции в России увеличился на 5%, что связано с ростом доходов населения и незначительным ее подорожанием, подсчитали в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко). По их данным, стоимость этой категории выросла на 0,5% — против 9% на продукты питания в целом. Производители молока сдерживали цены в ущерб собственной рентабельности, объясняет источник «Ъ-СПб». В этих условиях повышение цен с их стороны может привести к перераспределению спроса между молочными и другими продуктами питания, указывает Георгий Житмарев.