Ереван и Баку вернулись к «дипломатии стволов»
Мирный процесс на Южном Кавказе снова на грани срыва
На границе Армении и Азербайджана произошла серия перестрелок. Новое обострение, в котором Ереван и Баку обвиняют друг друга, состоялось на фоне переговорного процесса в формате США—ЕС—Армения. Одной из тем пятничной встречи в Брюсселе стал мирный процесс на Южном Кавказе. В Москве и Баку считают эти контакты первым шагом к разрушению переговорного механизма Россия—Армения—Азербайджан, созданного после второй карабахской войны, и превращению Армении в военный форпост Запада.
О новом обострении на границе между Арменией и Азербайджаном, которое началось 5 апреля и получило развитие на следующий день, сообщили военные ведомства двух стран, по традиции возложив друг на друга ответственность за эскалацию.
Как следует из распространенного в воскресенье заявления Минобороны Армении, в течение суток подразделения ВС Азербайджана вели огонь из стрелкового оружия по армянским позициям в направлении сел Хознавар и Аравус Сюникской области и села Сотк Гегаркуникской области. Армянская сторона настаивает, что ее подразделения вели ответный огонь и первыми не нарушали режим прекращения огня.
В свою очередь, в Баку сообщили, что в течение суток вооруженные силы Армении 16 раз подвергали обстрелу позиции армии Азербайджана, ведя огонь из стрелкового оружия различного калибра в районе населенных пунктов Айривенг, Джамилли и Гаджилар Гедабекского, Кяльбаджарского и Лачинского районов. В заявлении военного ведомства страны отмечается, что по всем этим направлениям подразделениями ВС Азербайджана «были приняты адекватные ответные меры».
Новое обострение предваряли появившиеся в азербайджанских СМИ в конце прошлой недели фотографии и видеоматериалы, а также сообщения о переброске подразделений армянской армии к границе в направлении Зангезура (Сюникская область). Армянская сторона, впрочем, информацию о наращивании своей группировки на границе не подтвердила.
В связи обострением со своими заявлениями выступили и дипломатические ведомства, подтвердившие, что мирный процесс столкнулся с серьезными препятствиями. В интервью Общественному телевидению Армении в минувшую субботу глава МИДа страны Арарат Мирзоян признал, что подписание мирного договора с Азербайджаном застопорилось в связи с тем, что сторонам не удается достичь согласия по двум ключевым пунктам: взаимное признание территориальной целостности и открытие коммуникаций.
Со своей стороны, официальный представитель МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде выразил серьезные сомнения в том, что Ереван готов продолжать переговоры, в ходе которых ранее был достигнут определенный прогресс. «Азербайджан будет пресекать угрозы, направленные против него в регионе, продолжит усилия по установлению мира. Для того чтобы доказать, что Армения серьезно относится к мирному процессу, ей следует воздерживаться от противоречивых заявлений и провокационных шагов, а также уважать нормы и принципы международного права»,— предупредил представитель МИД Азербайджана.
Обострение на армяно-азербайджанской границе, которое сопровождается резким дипломатическим похолоданием на Южном Кавказе, произошло в течение нескольких дней.
Еще неделю назад стороны соблюдали перемирие и готовились продолжать обсуждение проекта мирного договора.
«Сегодня Армения и Азербайджан близки к миру как никогда. Последние шесть месяцев стали одним из самых спокойных периодов на армяно-азербайджанской границе в истории двух стран. Сегодня мир ближе, чем когда-либо, де-факто в регионе господствует мир»,— провозгласил в конце марта помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев.
После окончания второй карабахской войны, которая была остановлена при посредничестве Москвы, 10 ноября 2020 года лидеры России, Армении и Азербайджана создали трехсторонний механизм послевоенного урегулирования. В 2022 году Ереван и Баку приступили к обсуждению будущего мирного договора.
После этого в конце мая прошлого года премьер Армении Никол Пашинян заявил, что Ереван готов признать суверенитет Азербайджана в советских границах, то есть вместе с Карабахом. В сентябре прошлого года после однодневной силовой операции Баку установил полный контроль над Карабахом.
Однако вопрос о долгосрочном урегулировании, требующий проведения демаркации и делимитации границы за несколько сот километров от Карабаха, так и не был решен, что и сохранило потенциальный источник напряженности.
Перестрелки на границе начались на фоне пятничной трехсторонней встречи США—ЕС—Армения, в которой приняли участие госсекретарь США Энтони Блинкен, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель и премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Брюссельская встреча изначально вызвала резко негативную реакцию как Москвы, так и Баку. Азербайджанская сторона усмотрела в ней попытку Запада начать за ее спиной договариваться с Ереваном о будущем Южного Кавказа и условиях обеспечения региональной безопасности.
Пытаясь снять озабоченность Баку, накануне встречи в Брюсселе госсекретарь Блинкен позвонил президенту Алиеву и обсудил с ним региональную проблематику. Свой разговор с азербайджанским лидером провела и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Однако стороны так и не поняли друг друга и ни о чем не договорились, об этом Ильхам Алиев сообщил в конце прошлой недели, принимая бывшего главу МИД Турции Мевлюта Чавушоглу. «Хотя в последние дни высокопоставленные лица как США, так и Европейского союза в ходе телефонных разговоров, состоявшихся по их инициативе, пытались убедить нас в том, что эта встреча не направлена против Азербайджана, мы знаем, что она направлена против Азербайджана и сотрудничества на Южном Кавказе. Это преследует цель создания разделительных линий и изоляции нашей страны»,— заявил Ильхам Алиев, который, по его словам, предостерег Запад от стремления вести одностороннюю игру с Арменией. «Попытки превратить Армению в вооруженный форпост на Южном Кавказе в будущем приведут к очень большим негативным последствиям. Начерченные для Южного Кавказа планы в будущем могут привести к большой катастрофе. В этой связи мы выступили с заявлениями, чтобы предупредить наших партнеров в США и Европе»,— подчеркнул азербайджанский лидер.
В свою очередь, Москва рассматривает встречу в Брюсселе как попытку втянуть Южный Кавказ в новое геополитическое противостояние.
«Запад не оставляет попыток разрушить фундаментальную основу армяно-азербайджанской нормализации — комплекс трехсторонних заявлений лидеров России, Армении и Азербайджана 2020–2022 годов, предусматривающий меры по разблокированию транспортных и экономических связей, делимитации границы, подготовке мирного договора. Именно под нажимом Вашингтона и Брюсселя официальный Ереван приостановил реализацию данных договоренностей, по многим из которых, в частности по вопросу снятия взаимной транспортной блокады, стороны были близки к взаимоприемлемым решениям»,— заявили в МИД России.