Белый дом автоматизирует отзывчивость
Рассмотрению депутатских законопроектов ведомствами ужесточили регламент
Белый дом распространит внутриправительственный эксперимент по автоматическому согласованию законопроектов на взаимодействие с Госдумой — теперь если ведомства не представили в срок замечания к инициативам парламентариев, то отзывы на них Белого дома будут представлены правительством без их возражений в автоматическом режиме. Такой подход уже сократил возможности министерств искусственно затягивать принятие административных решений внутри правительства, и схема должна улучшить взаимодействие исполнительной и законодательной власти. Однако эффективный для правительственной работы механизм может потребовать корректировки — при избыточной активности парламентариев под «автосогласование» могут попасть инициативы, идущие вразрез с курсом исполнительной власти.
Белый дом продолжает работу по повышению исполнительской дисциплины чиновников — по постановлению правительства №432 от 5 апреля 2024 года министерствам и ведомствам придется ускорить работу по подготовке отзывов на законопроекты, подготовленные депутатами. Как пояснили “Ъ” в секретариате вице-премьера и главы аппарата Белого дома Дмитрия Григоренко, для совершенствования процедуры подготовки отзывов или заключений в нее будет внедрен механизм «автосогласования».
«Если министерство или ведомство не предоставило замечаний в течение пяти дней, проект отзыва или заключения считается согласованным и направляется в правительство. Мера направлена на повышение исполнительской дисциплины министерств и ведомств»,— сказали “Ъ” в секретариате господина Григоренко.
Автоматическое согласование, запущенное год назад, 1 апреля 2023 года, закрыло возможности затягивать сроки представления позиций по проектам документов ведомствами из «листов согласования» (документов, указывающих, с какими министерствами нужно обсудить проект). Изначально эксперимент затрагивал ограниченный круг министерств и тематик, но с сентября 2023 года принцип «не возразил — значит согласовал» распространили почти на все правительственные документы (за исключением силовых ведомств). В секретариате Дмитрия Григоренко говорят, что механизм «автосогласования» доказал свою эффективность в рамках подготовки подзаконных актов. Так, с момента его внедрения в мае 2023 года количество подзаконных актов, принятых с нарушением сроков, сократилось с 17% до 2,5%, которые были зафиксированы в 2022 году. Ускорение процесса применительно к законопроектам парламентариев, однако, содержит риски. С учетом законотворческой активности представителей разных фракций (и ускорившегося процесса законотворчества в целом — на фоне санкций Госдума в последние годы принимает рекордное количество законов) под «автосогласование» могут попасть инициативы, прямо противоречащие инициативам министерств и ведомств.
Смягчить этот эффект может оговорка в новом регламенте правительства работы с проектами документов: ответственное за подготовку проекта отзыва министерство должно уведомить «проигнорировавшего» запрос соисполнителя об автоматическом согласовании документа.
Если после этого соисполнитель представит замечания концептуального характера, то в аппарате правительства могут их учесть.
На вопрос “Ъ”, не осложнит ли новация работу самого Белого дома с Госдумой (в том числе за счет невозможности уклониться от представления отрицательных отзывов на проекты депутатов, от которых зависит прохождение через парламент правительственных инициатив), в секретариате господина Григоренко вчера напомнили: взаимный контроль сроков процедур правительством и Госдумой за счет стыковки IT-систем аппарата правительства и контрольного управления Госдумы де-факто реализован около года назад, и регламентация этой работы нацелена лишь на исполнение нормативов. Министерствам в любом случае придется менять паттерны работы так, чтобы их не нарушать. Вместо затягивания процесса ведомствам придется обсуждать возражения к проектам — правительственный регламент содержит инструкцию и на случай споров (протокол согласительного совещания направляется в правительство вместе с проектом отзыва). Напомним, что на этапе эксперимента обкатать механизм разрешения таких споров не удалось — их не возникало, но в правительстве отмечали, что внутренняя договоренность о неформальном протоколе такой работы существует.