Президент Сербии отправляется отражать угрозы
Александр Вучич обозначил главные вызовы для страны
Сербский президент Александр Вучич раскрыл смысл своего недавнего громкого предупреждения, что «Сербия стоит перед самыми тяжелыми до сих пор вызовами». Речь идет о предстоящем в апреле принятии резолюции ООН о геноциде в Сребренице и ожидаемом в мае приеме Косово в Совет Европы. По словам президента, это грозит Республике Сербской ликвидацией, а Сербии — требованием выплаты военных репараций. Для противодействия этому Александр Вучич потребовал сформировать в руководстве Сербии «координационные группы», сам же он намерен отправиться в Нью-Йорк, чтобы пролоббировать голосование против резолюции о геноциде, а до того провести «стратегические переговоры» с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Прозвучавшее в конце марта как сенсация предупреждение, что «Сербия стоит перед самыми тяжелыми до сих пор вызовами», Александр Вучич окончательно прояснил в конце минувшей недели на чрезвычайном заседании правительства. В нем участвовало все высшее сербское руководство, но свелось заседание практически лишь к выступлению президента, который обозначил стоящие перед Сербией угрозы и поставил задачи по их нейтрализации.
Главные вызовы, по мнению Александра Вучича,— это
- предстоящее в апреле принятие в ООН резолюции о геноциде в Сребренице (мусульманский анклав в Боснии, где сербская армия ликвидировала летом 1995 года около 8 тыс. мужчин- и подростков-мусульман)
- и ожидаемый в мае прием Косово в Совет Европы (СЕ).
По информации Белграда, голосование по резолюции о геноциде состоится по инициативе Германии на Генассамблее ООН 27 апреля, решение о приеме Косово в Совет Европы должно быть принято на сессии ПАСЕ 16 апреля и утверждено в Комитете министров СЕ 16 мая.
Еще накануне специального заседания правительства сербский лидер предупредил, чем это может грозить Сербии. По его словам, «уже на следующий день после принятия в ООН резолюции появится инициатива о ликвидации Республики Сербской (в составе Боснии и Герцеговины.— “Ъ”) как возникшего в результате геноцида образования», после чего будет выдвинуто «требование к Сербии о выплате репараций».
На самом заседании Александр Вучич потребовал от руководства страны предотвратить как принятие резолюции ООН по геноциду, так и членство Косово в Совете Европы.
Для этого президент поручил создать специальные группы для координации деятельности по данным направлениям, а также подготовить и распространить документ с ключевым аргументом: Косово не выполнило обязательства по формированию Сообщества сербских муниципалитетов и потому не может быть принято в Совет Европы. Прежний аргумент Белграда, что «Косово не является государством», президент рекомендовал более не форсировать, ибо большинство членов СЕ признали косовскую независимость.
«Наши шансы минимальны, но это не значит, что не стоит бороться»,— констатировал глава Сербии.
Пример решил подать сам Александр Вучич. Он объявил о намерении лично отправиться 21 апреля в Нью-Йорк, чтобы разъяснить «как можно большему числу членов ООН» ситуацию с резолюцией о геноциде. Как сообщили сербские СМИ, у президента запланировано 50 встреч с лидерами и представителями разных стран. Белград исходит из того, что в Сребренице летом 1995 года было совершено «страшное преступление», но не геноцид. Кроме того, там считают странным, что принятие резолюции инициировала именно Германия, которая сама должна ощущать ответственность за геноцид, совершенный нацистами во Второй мировой войне.
А 8 апреля президент Сербии планирует встретиться в Париже со своим французским коллегой Эмманюэлем Макроном. Ключевые темы переговоров обозначил на том же заседании правительства сам Александр Вучич — сотрудничество с Францией в области ВПК и атомной энергетики. По его словам, Сербия намерена в ближайшее время нарастить производство военной продукции втрое, а проблемы в энергетике решить в том числе и путем строительства у себя больших и малых АЭС. По обеим темам президент Сербии анонсировал «стратегические переговоры» с Эмманюэлем Макроном, рассчитывая, очевидно, на французскую поддержку по нейтрализации обозначенных им вызовов, стоящих перед Белградом.