Мосбиржа внедрит сервис для более прозрачного распределения акций на IPO
Директор департамента фондового рынка Московской биржи (MOEX: MOEX) Борис Блохин заявил РБК, что площадка планирует внедрить для организаторов IPO сервис «Смарт Аллокатор», который позволит создавать разные сценарии для аллокации (распределения ценных бумаг при проведении IPO и SPO между различными группами инвесторов). Внедрить сервис биржа планирует в третьем квартале текущего года. Ранее о планах Мосбиржи внедрить это техническое решение писал «Ъ».
Проблема распределения ценных бумаг в ходе размещений возникла на фоне активного участия в них розничных инвесторов, число которых порой превышало 100 тыс. человек. В результате в некоторых IPO, например «Диасофта», большинство инвесторов получили на руки всего одну—три акции (см. «Ъ» от 13 февраля).
По словам господина Блохина, в «Смарт Аллокаторе» будет много сценариев аллокации, которые организаторы IPO смогут реализовать нажатием одной кнопки. В частности, у них будет возможность одобрить все заявки в одинаковой пропорции или установить единую аллокацию для определенного типа инвесторов, а также установить минимальный объем аллокации по каждой заявке.
Топ-менеджер сообщил, что число сценариев распределения акций будет постепенно увеличиваться в зависимости от запросов рынка. Он предположил, что в конечном итоге организаторы смогут сами формировать индивидуальные сценарии аллокации под конкретные сделки. Господин Блохин сказал, что сервис будет реализован в инфраструктуре биржи и участникам рынка не придется проводить существенные внутренние технические доработки.
Директор департамента фондового рынка отметил, что в текущей рыночной ситуации, когда рынок капитала работает крайне активно, возникает несколько проблем. В частности, непрозрачность правил аллокации и дополнительные затраты организаторов IPO в связи с огромным количеством заявок, уточнил он. «Непонимание правил аллокации привело к тому, что инвесторы стали подавать большое количество заявок или выставлять огромные заявки, в том числе с плечом, в надежде получить как можно большую долю акций»,— сказал топ-менеджер.
О новациях рынка первичных размещений в условиях высокой активности непрофессиональных инвесторов — в материале «Ъ» «IPO в розницу и оптом».