Налетали на вырост
Аэропорты Сибири увеличили пассажиропоток в первые месяцы 2024 года
В аэропортах Сибири с начала года отмечается рост пассажиропотока. Так, в аэропорту Красноярска в январе, феврале и марте 2024 года объемы пассажироперевозок выросли в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 21%. В Кемерове за январь и февраль — на 12%, в Новосибирске — на 4,6%. Такая динамика объясняется «эффектом низкой базы» последних двух лет и открытием новых туристических направлений, считают аналитики. По итогам 2024 года рост сохранится, но более высокие темпы будут сдерживать цены на авиабилеты и ограниченный авиапарк.
Большинство аэропортов Сибири заявляют о восстановлении пассажиропотока после значительного спада в 2022 году. Показатели выросли в том числе к уровню допандемийного 2019 года, отметили в аэропорту Толмачево. Пассажиропоток в аэропорту Новосибирска по итогам первых двух месяцев 2024 года превысил 1,1 млн человек, сообщили «Ъ-Сибирь» в пресс-службе авиапредприятия. Это на 4,6% больше, чем в 2023 году, и на 28,6% — чем в 2022-м. Из этого объема 83% пришлось на внутренние воздушные линии (ВВЛ) и 17% — на международные (МВЛ). Число маршрутов в 2024 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось с 77 до 79 на регулярных и чартерных направлениях.
Пассажиропоток аэропорта Красноярска за январь, февраль и март 2024 года вырос на 21% в сравнении с 2023 годом и составил 881 тыс. человек (в 2023 году — 730,5 тыс. человек). Объемы перевозок на международных маршрутах увеличились на 28%, на внутренних — на 19%. «Из этого объема за первый квартал в 2024 году на внутренних линиях пассажиропоток составил 81% (705,7 тыс. человек), а на международных направлениях — 19% (169,3 тыс. человек). Международный пассажирский трафик динамично растет, что связано с увеличением количества международных направлений: в 18 зарубежных аэропортов летали в первом квартале 2024 года и в 11 — в аналогичном периоде 2023-го»,— прокомментировали в пресс-службе аэропорта. Также изменения связаны с расширением полетной программы группы «Аэрофлот».
Ранее авиакомпания комментировала, что в 2024-м увеличит число самолетов, базируемых в аэропорту Красноярска, с 6-7 (три Boeing 737-800 и три-четыре SJ-100) до 11 в зимнем сезоне и 12 — в высоком летнем сезоне. Перевозчик планирует осуществлять в летний период рейсы по 33 направлениям, из которых 24 будут внутрироссийскими. По итогам всего 2024 года он намерен нарастить пассажиропоток из Красноярска на 40% (до 1,9 млн человек).
В аэропорту Кемерова пассажиропоток вырос в январе-феврале 2024 года в сравнении с 2023-м на 12%, количество самолето-вылетов увеличилось на 5% в этот же период. По словам генерального директора авиапредприятия Николая Таранухи, таких показателей удалось достичь, несмотря на отсутствие международных рейсов, так как ВПП аэропорта в настоящее время находится на реконструкции. С 31 марта аэропорт перешел на весенне-летнее расписание с увеличением частоты рейсов. Наибольшим спросом при этом пользуются такие направления, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи и Казань.
В Омске пассажиропоток аэропорта за первые два месяца 2024 года сократился на 1% (до 220 тыс. человек) в общем объеме. При этом на международных рейсах вырос на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а на внутренних сократился на 2%. В пресс-службе аэропорта не ответили на запрос «Ъ-Сибирь».
Рост пассажиропотока в большинстве сибирских аэропортов эксперты объясняют «эффектом низкой базы» 2022 года, когда ряд международных направлений были недоступны. С 2023 года авиакомпании возобновляют туристические направления. Так, к примеру, авиакомпания S7 запустила рейсы из Новосибирска в Пекин и Шанхай.
Увеличению пассажиропотока способствовали инвестиции в ремонт и строительство новой инфраструктуры, а также развитие региональных авиаперевозок, минуя московский авиаузел, комментируют участники рынка. «Это привело к развитию авиахабов Красноярска, где базируется “Аэрофлот”, и Новосибирска (S7). С 2022 года этот тренд еще больше усилился, что видно из результатов этих аэропортов. Однако основной рост пассажиропотока региональных хабов в значительной степени уже реализовался, в результате чего в 2024 году динамика их операционных показателей будет близка к общерыночной»,— комментирует старший директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.
АКРА ожидает прирост пассажиропотока на российском авиарынке в 2024 году до 10–15%. В обзоре транспортной отрасли от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) приведен прогноз роста авиационных перевозок в РФ в 2024 году на 8% (до 114 млн человек). Там рассчитывают, что внутренние перевозки вырастут до 90 млн пассажиров (на 8,8% год к году), а международные — на 7,6% (до 24 млн).
Впрочем, наращивание пассажиропотока, возможно, будет ограничено текущим парком (до момента ввода новых отечественных воздушных судов), полагает старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Элина Кулиева. «Это ограничение, очевидно, скажется на ценообразовании, где в связи с недостаточным парком доходные ставки авиакомпаний будут расти»,— отмечает эксперт. Увеличение стоимости авиабилетов аналитики называют основным препятствием для роста пассажиропотока в 2024 году. Согласно данным Росстата, в январе билеты на самолет были в среднем на треть дороже, чем в том же месяце 2023 года. В пресс-службе «Яндекс Путешествий» сообщили, что в январе 2024-го рост стоимости авиабилетов к 2023 году составил 23%, в феврале — 34%.