Естественные преимущества искусственного интеллекта

Сбер расширяет практику использования AI

Искусственный интеллект сравнительно недавно ворвался в информационную повестку по всему миру, но уже успел стать частью быта обычного человека, широко применяется в бизнесе, медицине, образовании. Ставку на развитие AI сегодня делают многие компании по всему миру. В числе наиболее активных игроков в этой сфере является Сбер. О том — какую роль AI играет в развитии компании, как Сбер взаимодействует с другими участниками технологической гонки, как AI используется в бизнесе, медицине, в повседневной жизни — в интервью «Ъ-Сибирь» рассказал председатель Сибирского банка Сбера Дмитрий Солнцев.

Фото: Предоставлено пресс-службой Сбера

— Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта мы наблюдаем с начала 2020-х. Еще пару лет назад мы были в точке развития первого вида AI — слабого (согласно классификации, всего их три — слабый, сильный и супер-AI). Насколько мы сейчас продвинулись вперед, когда произойдет переход к супер-AI?

— Думаю, точно никто не знает, когда технологии позволят достичь следующего уровня развития искусственного интеллекта. Есть разные прогнозы на эту тему. Очевидно одно — развитие AI-технологий в мире продолжает ускоряться, и мы как пользователи сами все активнее применяем их в своей жизни. Сбер активно участвует в этой гонке, в том числе и в регионах Сибири.

Если говорить просто, то искусственный интеллект может стать для людей помощником, забирающим рутинные процессы на себя. Развитие AI — важная часть Стратегии Сбера — 2026, в основе которой лежит построение человекоцентричной компании, помогающей людям раскрывать свой потенциал в мире избытка технологий и информации. Уже сегодня Сбер активно внедряет AI в банковский бизнес. И позитивный эффект от таких перемен не заставляет себя ждать. В целом речь идет о демократизации технологий, когда человеку не нужно будет обладать специальными знаниями для использования сложных систем. Доступ к ним получит каждый. Уже наступило время, когда AI становится повседневным помощником человека, таким же как в свое время стали интернет-технологии. Безусловно, в фокусе нашего внимания всегда будет развитие безопасного и доверенного AI.

— Какая законодательная база необходима сегодня для корректной работы с AI?

— Важно, чтобы законодательство, с одной стороны, было направлено на защиту людей от недобросовестного применения технологий, таких как подмена голоса или изображения, а с другой, не препятствовало развитию AI компаниями, чья цель — использовать искусственный интеллект во благо общества.

Сбер взаимодействует с властью и бизнесом на разных уровнях, вместе с партнерами дополняя и взаимно обогащая друг друга. Мы, с одной стороны, выступаем в роли экспертов, а с другой — сами перенимаем передовой опыт. В 2023 году в каждом втором регионе Сибири прошли сессии дизайн-мышления, в ходе которых представители власти, бизнеса, экспертного сообщества обсуждали коллективную разработку инновационных идей для решения самых разных проблем с помощью AI.

В рамках Альянса в сфере искусственного интеллекта, участником которого в числе других высокотехнологичных компаний является Сбер, было зафиксировано большое количество соглашений и договоренностей с региональной властью, ведущими университетами Сибири, компаниями из самых разных отраслей экономики.

Сбер придерживается подписанного кодекса этики в сфере AI — единой системы рекомендательных принципов и правил, предназначенных для создания среды доверенного развития технологий искусственного интеллекта в России.

— В каких отраслях сегодня применяется AI? В каких сферах внедрение технологий было бы особенно полезным?

— Спектр применения AI-технологий чрезвычайно широк. В компаниях, работающих на территории Сибири, AI помогает определять целевую аудиторию и прогнозирует спрос, способствует ускорению времени доставки, выявляет некачественную продукцию и оптимизирует производственные процессы, помогает искать сотрудников в организацию, используется в системе «Безопасный город». Список можно продолжать долго.

Благодаря взаимодействию с властью и нашими бизнес-партнерами в регионах Сибири реализуется ряд проектов в различных сферах применения AI-технологий. Сложно выделить магистральное направление — широкий отклик AI находит, к примеру, в медицине. Еще в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса, в больницах Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и Красноярского края Сбер внедрил технологию по анализу при помощи искусственного интеллекта снимков компьютерной томографии, предоставив бесплатный доступ к своей AI-модели.

Сегодня врачи регионального сосудистого центра в Новосибирске используют AI-сервис «КТ головного мозга», разработанный совместно СберМедИИ (входит в индустрию здоровья Сбера) и Лабораторией искусственного интеллекта Сбера. Алгоритм определяет наличие признаков инсульта на бесконтрастном КТ-исследовании, подсвечивает врачу патологичные участки цветным контуром, рассчитывает общий объем поражения головного мозга и составляет предварительное описание. Сервис существенно экономит время врача на анализе изображений и подготовке заключения.

Фото: Предоставлено пресс-службой Сбера

Аппаратно-программный комплекс MDDC Cardio помогает медработникам в Томской области определять сердечно-сосудистые патологии с точностью до 90%. Кроме того, он сокращает время обработки ЭКГ на 20%. А «Цифровой ФАП» позволяет проводить полное обследование в рамках первого этапа диспансеризации на месте, что особенно актуально для удаленных районов региона. В Кузбассе и других регионах Сибири применяется разработка Voice2Med, позволяющая, в частности, осуществлять голосовое заполнение медицинских протоколов.

Не так давно нейросетевая модель Сбера под названием GigaChat успешно сдала экзамен на врача общей практики.

— Как дела у самого Сбера с извлечением пользы из AI?

— Искусственный интеллект сегодня в Сбере встроен в каждый бизнес-процесс. В банке работают чат-боты, виртуальный ассистент, робот-юрист, применяется интеллектуальная система управления, фото- и видеоаналитика. В результате в 2023 году финансовый эффект от внедрения AI в банке составил 350 млрд руб., в этом году ожидается ориентировочно 400–450 млрд руб. Сегодня уже 100% кредитных решений для физлиц в Сбере принимаются с использованием AI, по юрлицам предполагается, что до конца 2024 года таким образом будут приниматься 70% решений. Благодаря технологиям время выдачи кредита бизнесу сократилось до 7 минут. Раньше на этот процесс уходило 12 дней. Потребительский кредит наличными выдается в Сбере за 2 минуты.

— Как обычный человек использует AI в повседневной жизни?

— На текущий момент совокупное количество пользователей AI-сервисов Сбера GigaChat и Kandinsky с момента релиза достигло 18 миллионов. Сбер запустил нейросетевую модель GigаСhat еще весной 2023 года, а в сентябре открыл к ней доступ всем желающим. Искусственный интеллект может решать множество задач, например, поддерживать беседу, писать тексты, генерировать код и многое другое. А включение в ансамбль нейросети Kandinsky дает GigaChat навык создания изображений. Kandinsky понимает запросы из широкого списка более чем на 100 языках, пользователи могут создавать фотореалистичные изображения в неограниченном количестве, применяя самые разные стили.

Так, очень популярной у пользователей GigaChat оказалась функция создания уникальных открыток к праздникам на 14 февраля и 8 марта. За месяц 1,4 млн пользователей «ВКонтакте» создали более 2 млн открыток. Кроме того, сервис обрабатывал множество запросов о написании текстов, генерации изображений, тезисном пересказе. Всего за месяц GigaChat «ВКонтакте» обработал порядка 12 млн запросов. И нельзя сказать, что в этом процессе нет творчества — человек, как и прежде, формирует свой замысел. А технология воплощает его.

Кстати, и с Kandinsky, и с GigaChat мы не так давно, в марте, познакомили делегацию молодых лидеров из более чем десяти стран, которые посетили офис нашего территориального банка в Новосибирске в рамках региональной программы Всемирного фестиваля молодежи — 2024. Ребята генерили картинки Сибири и, по отзывам, остались очень довольны результатами работы нашей нейросети.

AI встраивается и в элементы умного дома от Сбера. AI-помощником «Салют», к примеру, оснащена умная колонка SberBoom. С AI-помощником можно говорить как с человеком — он запоминает контекст беседы, знает ответы на вопросы обо всем на свете и умеет решать творческие задачи. Попросите его придумать рецепт плова без мяса, объяснить разницу между невесткой и золовкой или рассказать сказку, чтобы занять детей, пока вы готовите плов.

ПАО «Сбербанк»

Реклама 18+

Вся лента