Встали на рельсы
Почему впервые за пять лет динамика корпоративных сегментов превысила динамику розничных, объясняет Зоя Советкина
Корпоративные сегменты лизингового рынка выросли за прошлый год более чем в два раза и впервые за пять лет обогнали розничные. Драйверами выступили лизинг железнодорожного транспорта и недвижимости, однако в текущем году директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина ожидает снижения темпов роста корпоративных сегментов, как и всего рынка в целом.
Впервые за последние пять лет динамика корпоративных сегментов (железнодорожный и авиатранспорт, водные суда, недвижимость) превысила динамику розничных и составила 119% за прошлый год. Доля корпоративных сегментов в объеме нового бизнеса за 2023 год увеличилась с 19% до 21%, при этом основными драйверами стали лизинг железнодорожного транспорта и недвижимости, а авиализинг показал символические темпы роста (около 2%). Объемы авиасегмента во многом определяют поставки самолетов и вертолетов отечественного производства. Поэтому с учетом сдвига сроков поставки гражданских самолетов SJ-100, МС-21, Ил-114–300 и Ту-214 с 2024 года на 2025–2026 годы мы не ожидаем ощутимого прироста нового бизнеса в авиализинге в текущем году.
Объем лизинга морских и речных судов увеличился в прошлом году более чем в два раза на фоне низкой базы 2022-го и составил 106 млрд руб., однако доля сегмента на лизинговом рынке не превышает 3%. Перестройка торговых маршрутов в последние два года привела к наблюдающемуся сейчас дефициту танкеров и контейнеровозов. Поддержку сегменту водного транспорта оказывают программы льготного лизинга гражданских судов. Однако, несмотря на государственную поддержку, для выхода на стабильное наращивание производства морских и речных судов требуется существенная модернизация промышленной инфраструктуры и развитие наукоемкого производства. Длительные сроки производства на текущий момент не позволяют оперативно восполнить дефицит судов, в связи с этим мы также не ожидаем высоких темпов роста сегмента в 2024 году.
Объем нового бизнеса в сегменте лизинга недвижимости составил 206 млрд руб. и показал самые высокие темпы роста среди всех сегментов рынка (+761%), что позволило сегменту на рынке лизинга занять долю 5,7% и войти в топ-5. Стоит отметить, что столь стремительный рост связан с проведением разовых крупных сделок с коммерческой недвижимостью отдельными лизингодателями. Потенциальной точкой роста сегмента могло бы стать развитие рынка лизинга жилой недвижимости. Однако на текущий момент по сравнению с ипотекой лизинг недвижимости для физических лиц имеет ряд недостатков, основные среди них — отсутствие льготных программ и необходимость уплаты НДС. Впрочем, проработка вопроса развития лизинга жилья предусмотрена Стратегией развития финансового рынка до 2030 года. В случае внесения законодательных изменений лизинг жилой недвижимости мог бы стать альтернативой привычной ипотеке.
Сегмент железнодорожной техники показал рост на 63% за прошедший год и составил 396 млрд руб., а его доля на рынке лизинга составила значимые 11%. Перенастройка логистических цепочек вкупе с необходимостью обновления парка и резким ростом цен на вагоны стали основными драйверами объема нового бизнеса с железнодорожной техникой в 2023 году. В конце 2023-го количество вагонов превысило исторический максимум в 1,3 млн штук, что является избыточным для сети. Увеличение числа вагонов привело к снижению пропускной способности, замедлению перевозок и снижению оборачиваемости вагона. При этом снижение оборачиваемости вагона, в свою очередь, повышает потребность в новых вагонах и увеличивает цены и арендные ставки. В результате на рынке сложилась парадоксальная ситуация: избыточное количество вагонов ведет к еще большему увеличению в их потребности и стоимости. Решению проблемы отчасти может способствовать дальнейшее развитие инфраструктуры на основных направлениях, в частности завершение очередного этапа модернизации Восточного полигона до конца 2024 года. Высокий спрос на вагоны, очевидно, сохранится в течение 2024-го, что вкупе с ростом цен на вагоны позволит, по нашему мнению, лизингу железнодорожной техники показать темпы роста порядка 20%.