«Подстроились и выживаем»

Рассчитывать и платить налоги блогерам невероятно сложно. Такая масса проблем, что все время есть чувство опасности. Но, разумеется, подстроились и выживаем! У меня есть партнер, который занимается всей юридической подоплекой. Деньги поступают в одну кассу, и там платятся все налоги. Но если оставить процесс без ежедневного контроля, то можно попасть под жестокие, гигантские штрафы. Новое законодательство о диджитал-рекламе связывает нас по рукам, потому что не соответствует инфраструктура для этого рынка.

Шеф-повар, видеоблогер Василий Емельяненко

Фото: youtube.com

Никто не понимает, зачем нужно столько отчетности за каждый ролик. Зачем за каждый токен отчитываться целый год нарастающим итогом? Только на одном моем канале выходит 12 роликов, и в каждом есть спонсор, в год — это сотни. Даже ролики, которые ротируются в старых выпусках, вышедших семь-десять лет назад, теперь должны, по мнению ФАС, вноситься в отчеты. Но не нарушаем, отчитываемся — и мы, и каждый рекламодатель. Правда, когда готовишь и сдаешь отчетность, то понимаешь, сколько внутри «зарыто» дополнительных платежей, кроме обещанных «только» 8% от дохода! Это просто адский ад. И нельзя сделать процесс автоматическим: в любые программы все надо вносить ручками грамотного специалиста, а потом контролировать все этапы.

Мы вынуждены нанять постоянного отдельного бухгалтера, который занимается только этим — кипами бумаг каждый месяц. И при этом у нас нет монетизации с YouTube! А еще постоянно «виснут» все системы или порталы, позволяющие получить токены о регистрации каждого ролика в Едином реестре интернет-рекламы. Мы все время ждем — иногда по несколько дней, стрессуем и боимся штрафов. Мы наладили отношения со всеми кураторами, чтобы они ускоряли своих айтишников. Когда у них заработало, то мы выдохнули. Надеемся, что теперь не на всю жизнь мы должны быть в опасности? Все-таки есть надо с удовольствием!


«Не все такие, как мы»

Блогер, основатель коммуникационного агентства Breaking Trends Юлия Загитова

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Лично у меня есть бухгалтер, профессионал своего дела, и проблем с налогами нет никаких. Но блогеры бывают разные, и не у каждого есть возможность воспользоваться услугами специалиста. Раньше многие брали деньги как самозанятые, но лимиты стали быстро заканчиваться, поэтому люди оформили ИП и подключили онлайн-кассу. С этим инструментом стало намного проще рассчитывать налоги. Клиент получает ссылку на оплату, оплачивает, из этой суммы сразу деньги уходят в фонд. Один из них — налоги. Но не все такие, как мы. Есть блогеры, которые работают «вчерную». И вот с этими персонажами рекламодатели имеют много проблем и по поводу оформления договора, и того, чтобы потом что-то требовать.


«Все стало проще»

Основатель и генеральный директор PR-агентства About You, работающего с блогерами Виктория Французова

С принятием нового закона все стало проще в плане налогов, хотя и строже по ответственности. Любая интеграция в социальных сетях маркируется. Если блогеры состоят в агентствах, то обычно на стороне агентства есть человек, который регистрирует их в федеральную базу данных по рекламе, присваивает им токены. Они либо их добавляют пометкой в описании, либо вставляют текстом на самом видео. Сколько у блогера месяцев весит реклама, столько он и должен продлевать этот токен, за который, кстати, ему тоже платят. Соответственно, потом доходы по рекламе очень легко можно отследить, так как все данные есть в реестре. У большинства блогеров есть либо штатный бухгалтер в агентстве, либо он на индивидуальном сотрудничестве, который ведет все расчеты. После громких историй со штрафами за налоги уже никто не хочет рисковать, даже если этот риск из-за финансовой неграмотности. Кроме того, любой банк предоставляет при открытии ИП бухгалтерское сопровождение. Правда, за дополнительную плату, но уже не проблема урегулировать вопросы с налогами. И можно сосредоточиться на своем творчестве и зарабатывать. С уходом TikTok основной фокус смещен на Telegram и ВК — эти платформы хотя бы работают на русскую аудиторию, а главное, позволяют рекламодателям доходить через блогеров до целевой аудитории.


«За ошибки банков расплачиваются блогеры»

Блогер, президент Национальной ассоциации блогеров Ольга Берек

Фото: Владимир Гердо / фотохост-агентство ТАСС

Считать и платить налоги блогерам несложно, если их заработок условно более миллиона рублей. Для этого есть профессиональный персонал, как, например, у меня. Те, кто немного подзапустил это дело, сейчас распутывают юридические закавыки, активно разбираются с бухгалтерией, решают свои проблемы. Но есть «маленькие» блогеры, у которых реклама стоит 500–700 руб., это самая незащищенная, серая зона. В связи с введением закона о маркировке большая часть таких блогеров, у который нет ИП, приостановила свою деятельность, потому что стоимость маркировки и штрафы за ошибки в ней зачастую превышают доходы от рекламы, люди стали заниматься другими делами. Соответственно, страдает и малый бизнес, который рекламировался у таких небольших инфлюенсеров. Понятна история с желанием минимизировать налоги, для этого находятся новые и новые варианты. Это уже не обналичка, которую смогли уничтожить. Дробление проплат по разным картам для крупных игроков тоже сейчас неактуально, и здесь в основном переходят на форму патента. Серьезные проблемы в качестве услуг. Бухгалтерией блогеры часто пользуются на аутсорсе прежде всего в банках, которые предлагают эту услугу. Но многие банки нередко глубоко не вникают в работу каждого клиента, и в результате возникают ошибки, за которые расплачиваются блогеры, ничего не понимающие в бухгалтерии. Есть также серьезная проблема с низкой квалификацией индивидуальных бухгалтеров, которые почему-то думают, что они специалисты, но не имеют ни образования, ни опыта работы. К тому же есть примеры, когда такие люди пытаются обслуживать 40, а то и 60 компаний. В результате эти горе-специалисты тонут в своей некомпетентности, а страдает клиент.


«Я часто подстраховываюсь и переплачиваю»

Видеоблогер Евгений Баженов (BADCOMEDIAN)

Фото: wikipedia.org

Я с самого старта блога, как только начал получать деньги, зарегистрировал ИП, завел бухгалтерию и т. д. И с тех пор у меня не было проблем с невыплатой или задержкой выплаты налогов. Сейчас у меня есть человек, который помогает решать проблемы с финансами, в том числе налоговыми проплатами, чтобы все было вовремя и в полном объеме. Более того, я часто подстраховываюсь и переплачиваю, благо деньги все равно не пропадают. Правда, у меня считать налоги с блогов не так сложно, нет рекламных интеграций и соответствующих сложных договорных отношений, есть донаты — пожертвования, с которых я тоже плачу налоги, хотя многие этого не делают. Слава богу, мне повезло с моим финансовым помощником. Он все тщательно отслеживает и вовремя оформляет документы и проводит оплаты. Знаю, что не всем так везет и приходится методом проб и ошибок искать квалифицированного бухгалтера.


«Есть три варианта уплаты налогов»

Менеджер блогера Саши Спилберг, эксперт по SMM Александр Балковский

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Есть три варианта уплаты налогов. Первый — при доходе меньше 2 млн руб. в год от рекламы в соцсетях — самозанятый платит 4–6%. Таких блогеров более 90%. Бухгалтер здесь не нужен, исключая случаи умственной отсталости блогера. Второй вариант — для успешного меньшинства, тех, кто зарабатывает от 2 млн до 200 млн руб. в год от рекламы в соцсетях и смежных бизнесах. 99,99% таких блогеров платят налоги как ИП (6% государству, остальное себе). Мы в этой группе и всегда рассчитывались с государством как ИП.

Третий способ — для сверхуспешных единиц. Но я не слышал, кто из блогеров на рекламе в соцсетях зарабатывает в России более $2 млн. Скорее, это те, кто кроме рекламы в соцсетях выпускает свой мерч, открывает рестораны, фирмы по производству одежды или инфоцыганят. Они могут зарабатывать и больше, но система налогообложения переходит от упрощенной к обычной — с НДС и т. д. Имея доход более $2 млн, можно позволить грамотных бухгалтера, операционного директора и финансового менеджера! Государство не предъявляет претензии к блогеру Wylsacom, потому что у него все грамотно организовано и все налоги платятся. Другая история у госпожи Блиновской, хотя, скорее всего, она зарабатывала больше, чем Wylsacom.


«У нас не такой большой объем рекламы»

Телеведущая, индивидуальный предприниматель—руководитель проекта Vitamin-L, ЗОЖ-блогер Юлия Бордовских

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

У нас не такой большой объем рекламы, чтобы это становилось проблемой. Скорее, еще только нарабатываем долговременные партнерские связи. Но, разумеется, мои менеджеры следят, чтобы соблюдать требования законодательства.


«Блог у меня как хобби»

Сергей Лесневский, автомобильный блогер

Фото: Архив Сергея Лесневского

Я никогда не ставил задачи зарабатывать на блоге и не монетизирую его. Он у меня как хобби, которое я могу себе позволить. У меня нет проблем и подводных камней.

Вся лента