«Подстроились и выживаем»
Рассчитывать и платить налоги блогерам невероятно сложно. Такая масса проблем, что все время есть чувство опасности. Но, разумеется, подстроились и выживаем! У меня есть партнер, который занимается всей юридической подоплекой. Деньги поступают в одну кассу, и там платятся все налоги. Но если оставить процесс без ежедневного контроля, то можно попасть под жестокие, гигантские штрафы. Новое законодательство о диджитал-рекламе связывает нас по рукам, потому что не соответствует инфраструктура для этого рынка.
Никто не понимает, зачем нужно столько отчетности за каждый ролик. Зачем за каждый токен отчитываться целый год нарастающим итогом? Только на одном моем канале выходит 12 роликов, и в каждом есть спонсор, в год — это сотни. Даже ролики, которые ротируются в старых выпусках, вышедших семь-десять лет назад, теперь должны, по мнению ФАС, вноситься в отчеты. Но не нарушаем, отчитываемся — и мы, и каждый рекламодатель. Правда, когда готовишь и сдаешь отчетность, то понимаешь, сколько внутри «зарыто» дополнительных платежей, кроме обещанных «только» 8% от дохода! Это просто адский ад. И нельзя сделать процесс автоматическим: в любые программы все надо вносить ручками грамотного специалиста, а потом контролировать все этапы.
Мы вынуждены нанять постоянного отдельного бухгалтера, который занимается только этим — кипами бумаг каждый месяц. И при этом у нас нет монетизации с YouTube! А еще постоянно «виснут» все системы или порталы, позволяющие получить токены о регистрации каждого ролика в Едином реестре интернет-рекламы. Мы все время ждем — иногда по несколько дней, стрессуем и боимся штрафов. Мы наладили отношения со всеми кураторами, чтобы они ускоряли своих айтишников. Когда у них заработало, то мы выдохнули. Надеемся, что теперь не на всю жизнь мы должны быть в опасности? Все-таки есть надо с удовольствием!
«Не все такие, как мы»
Лично у меня есть бухгалтер, профессионал своего дела, и проблем с налогами нет никаких. Но блогеры бывают разные, и не у каждого есть возможность воспользоваться услугами специалиста. Раньше многие брали деньги как самозанятые, но лимиты стали быстро заканчиваться, поэтому люди оформили ИП и подключили онлайн-кассу. С этим инструментом стало намного проще рассчитывать налоги. Клиент получает ссылку на оплату, оплачивает, из этой суммы сразу деньги уходят в фонд. Один из них — налоги. Но не все такие, как мы. Есть блогеры, которые работают «вчерную». И вот с этими персонажами рекламодатели имеют много проблем и по поводу оформления договора, и того, чтобы потом что-то требовать.
«Все стало проще»
С принятием нового закона все стало проще в плане налогов, хотя и строже по ответственности. Любая интеграция в социальных сетях маркируется. Если блогеры состоят в агентствах, то обычно на стороне агентства есть человек, который регистрирует их в федеральную базу данных по рекламе, присваивает им токены. Они либо их добавляют пометкой в описании, либо вставляют текстом на самом видео. Сколько у блогера месяцев весит реклама, столько он и должен продлевать этот токен, за который, кстати, ему тоже платят. Соответственно, потом доходы по рекламе очень легко можно отследить, так как все данные есть в реестре. У большинства блогеров есть либо штатный бухгалтер в агентстве, либо он на индивидуальном сотрудничестве, который ведет все расчеты. После громких историй со штрафами за налоги уже никто не хочет рисковать, даже если этот риск из-за финансовой неграмотности. Кроме того, любой банк предоставляет при открытии ИП бухгалтерское сопровождение. Правда, за дополнительную плату, но уже не проблема урегулировать вопросы с налогами. И можно сосредоточиться на своем творчестве и зарабатывать. С уходом TikTok основной фокус смещен на Telegram и ВК — эти платформы хотя бы работают на русскую аудиторию, а главное, позволяют рекламодателям доходить через блогеров до целевой аудитории.
«За ошибки банков расплачиваются блогеры»
Считать и платить налоги блогерам несложно, если их заработок условно более миллиона рублей. Для этого есть профессиональный персонал, как, например, у меня. Те, кто немного подзапустил это дело, сейчас распутывают юридические закавыки, активно разбираются с бухгалтерией, решают свои проблемы. Но есть «маленькие» блогеры, у которых реклама стоит 500–700 руб., это самая незащищенная, серая зона. В связи с введением закона о маркировке большая часть таких блогеров, у который нет ИП, приостановила свою деятельность, потому что стоимость маркировки и штрафы за ошибки в ней зачастую превышают доходы от рекламы, люди стали заниматься другими делами. Соответственно, страдает и малый бизнес, который рекламировался у таких небольших инфлюенсеров. Понятна история с желанием минимизировать налоги, для этого находятся новые и новые варианты. Это уже не обналичка, которую смогли уничтожить. Дробление проплат по разным картам для крупных игроков тоже сейчас неактуально, и здесь в основном переходят на форму патента. Серьезные проблемы в качестве услуг. Бухгалтерией блогеры часто пользуются на аутсорсе прежде всего в банках, которые предлагают эту услугу. Но многие банки нередко глубоко не вникают в работу каждого клиента, и в результате возникают ошибки, за которые расплачиваются блогеры, ничего не понимающие в бухгалтерии. Есть также серьезная проблема с низкой квалификацией индивидуальных бухгалтеров, которые почему-то думают, что они специалисты, но не имеют ни образования, ни опыта работы. К тому же есть примеры, когда такие люди пытаются обслуживать 40, а то и 60 компаний. В результате эти горе-специалисты тонут в своей некомпетентности, а страдает клиент.
«Я часто подстраховываюсь и переплачиваю»
Я с самого старта блога, как только начал получать деньги, зарегистрировал ИП, завел бухгалтерию и т. д. И с тех пор у меня не было проблем с невыплатой или задержкой выплаты налогов. Сейчас у меня есть человек, который помогает решать проблемы с финансами, в том числе налоговыми проплатами, чтобы все было вовремя и в полном объеме. Более того, я часто подстраховываюсь и переплачиваю, благо деньги все равно не пропадают. Правда, у меня считать налоги с блогов не так сложно, нет рекламных интеграций и соответствующих сложных договорных отношений, есть донаты — пожертвования, с которых я тоже плачу налоги, хотя многие этого не делают. Слава богу, мне повезло с моим финансовым помощником. Он все тщательно отслеживает и вовремя оформляет документы и проводит оплаты. Знаю, что не всем так везет и приходится методом проб и ошибок искать квалифицированного бухгалтера.
«Есть три варианта уплаты налогов»
Есть три варианта уплаты налогов. Первый — при доходе меньше 2 млн руб. в год от рекламы в соцсетях — самозанятый платит 4–6%. Таких блогеров более 90%. Бухгалтер здесь не нужен, исключая случаи умственной отсталости блогера. Второй вариант — для успешного меньшинства, тех, кто зарабатывает от 2 млн до 200 млн руб. в год от рекламы в соцсетях и смежных бизнесах. 99,99% таких блогеров платят налоги как ИП (6% государству, остальное себе). Мы в этой группе и всегда рассчитывались с государством как ИП.
Третий способ — для сверхуспешных единиц. Но я не слышал, кто из блогеров на рекламе в соцсетях зарабатывает в России более $2 млн. Скорее, это те, кто кроме рекламы в соцсетях выпускает свой мерч, открывает рестораны, фирмы по производству одежды или инфоцыганят. Они могут зарабатывать и больше, но система налогообложения переходит от упрощенной к обычной — с НДС и т. д. Имея доход более $2 млн, можно позволить грамотных бухгалтера, операционного директора и финансового менеджера! Государство не предъявляет претензии к блогеру Wylsacom, потому что у него все грамотно организовано и все налоги платятся. Другая история у госпожи Блиновской, хотя, скорее всего, она зарабатывала больше, чем Wylsacom.
«У нас не такой большой объем рекламы»
У нас не такой большой объем рекламы, чтобы это становилось проблемой. Скорее, еще только нарабатываем долговременные партнерские связи. Но, разумеется, мои менеджеры следят, чтобы соблюдать требования законодательства.
«Блог у меня как хобби»
Я никогда не ставил задачи зарабатывать на блоге и не монетизирую его. Он у меня как хобби, которое я могу себе позволить. У меня нет проблем и подводных камней.