До 16 не младше
В Уфе оправдали подростка после двухлетнего заключения
Верховный суд Башкирии поставил точку в уголовном деле уфимского подростка, которого в 15-летнем возрасте осудили за попытку распространения наркотиков в крупном размере. С декабря 2022 года он находился в заключении. Два года назад Демский райсуд Уфы, несмотря на ст. 20 УК РФ, приговорил его к трем годам лишения свободы, а затем ВС РБ оставил приговор в силе. Кассационная инстанция вернула дело на новое рассмотрение, после чего суд первой инстанции повторно вынес обвинительный приговор. 3 апреля апелляционная инстанция, во второй раз рассмотрев материалы дела, отменила приговор за отсутствием состава преступления и с правом на реабилитацию. Юрист намерена подать гражданский иск к Минфину России о компенсации морального вреда подростку, которому сейчас 17 лет.
3 апреля судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Башкирии отменила приговор Демского районного суда Уфы, который 10 января этого года повторно признал несовершеннолетнего Носырева виновным в попытке сбыта наркотиков в крупном размере и приговорил к трем годам лишения свободы в воспитательной колонии. Как сообщила Объединенная пресс-служба судов Башкирии, уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. «За Носыревым признано право на реабилитацию»,— отметили в пресс-службе. Подросток вышел на свободу.
Впервые тот же Демский райсуд Уфы признал его виновным в декабре 2022 года, когда подсудимому было 15 лет, и приговорил к трем годам заключения.
Как следует из приговора суда, часть которого опубликовал в своем Telegram-канале юрист Виталий Буркин, подросток якобы совершил преступление со своей 38-летней матерью.
Разведенная женщина, работавшая уборщицей, «вступив в предварительный сговор» в интернете с неустановленными лицами под псевдонимами «Дед уход» и «Мерлин Монро», решила увеличить семейный бюджет «за счет средств, добытых преступным путем», говорится в материалах суда. Для этого она привлекла своего сына, «возраст которого ей был достоверно известен», говорится в приговоре. По данным «Ъ-Уфа», уфимка размещала так называемые «закладки». Суд приговорил ее к семи годам лишения свободы.
В марте 2023 года Верховный суд Башкирии оставил приговор в силе, а в августе Шестой кассационный суд вернул дело на новое рассмотрение. По информации «Ъ-Уфа», поводом для возврата послужили процессуальные нарушения. В частности, суд первой инстанции необоснованно зачел подсудимым в срок наказания время пребывания в СИЗО — день за полтора.
10 января этого года при повторном рассмотрении Демский районный суд вновь вынес подростку обвинительный приговор. И после очередной апелляционной жалобы дело повторно поступило в Верховный суд Башкирии.
«В судах всех инстанций я неоднократно указывал на то, что моего подзащитного незаконно привлекли к уголовной ответственности и осудили, — заявил «Ъ-Уфа» адвокат подростка Радик Ахметзянов. — Более того, я дополнительно ссылался на его несовершеннолетие и результаты судебно-психиатрической экспертизы, которая установила, что он не понимал смысла своих действий во время его задержания, что уже исключает возможность привлечения к уголовной ответственности, в связи с чем в силу своих особенностей психического развития он нуждается в постоянном наблюдении и лечении у врача-специалиста, но меня никто не хотел слышать».
Другой представитель подростка, юрист Айгуль Лексина сообщила, что готовит гражданский иск к Минфину России о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование. «Сумму иска пока не определили, но она будет значительной»,— отметила она.
В управлении СКР по Башкирии от комментариев воздержались.
В прокуратуре Башкирии получить комментарий не удалось.
«В силу УК РФ подросток 15 лет не мог быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 228.1. Это явная ошибка. По всей видимости, следователи, прокуроры и суды упустили этот момент, руководствуясь тяжестью предъявленного обвинения. Верховный суд абсолютно правильно поправил эту ситуацию,— отметил адвокат, бывший следователь по особо важным делам ГСУ СКР Андрей Гривцов.— Перспективы удовлетворения гражданского иска в такой ситуации велики. Учитывая, что ребенок отбывал наказание по приговору суда, сумма компенсации должна быть весьма велика и может исчисляться миллионами рублей». По мнению адвоката, должностных лиц СКР, прокуратуры и судов, вероятно, привлекут к дисциплинарной ответственности.
«Никогда ранее ни я, ни мои знакомые из следственных и надзорных органов не слышали о такой высшей степени правового нигилизма,— заявил юрист Виталий Буркин.
— В этом случае должны быть возбуждены уголовные дела по фактам заведомо незаконного привлечения к уголовной ответственности и вынесения заведомо неправосудного приговора. Думаю, подобная реакция последует. Что касается гражданского иска, то, учитывая право на реабилитацию, подросток может рассчитывать на серьезную материальную компенсацию за свои страдания».
Ст. 20 УК РФ («Возраст, с которого наступает уголовная ответственность») устанавливает перечень преступлений, по которым могут быть осуждены подростки до 16 лет. Среди них — убийство, терроризм, угон самолета, изготовление взрывчатки и другие. Распространения наркотиков среди них нет.