Объектам ЖКХ не избежать торгов
Порядок их реализации ГУПами и госкомпаниями ужесточается
Госдума приняла закон, унифицирующий правила приватизации объектов ЖКХ — за счет распространения с 2025 года на случаи отчуждения таких объектов из ведения государственных и муниципальных предприятий (ГУПов и МУПов) конкурентных процедур. Реализовать объекты ЖКХ им можно будет только на торгах — чтобы избежать бесконтрольной передачи такого имущества в частные руки в обход требований о проведении торгов и передаче инвестобязательств. Эксперты отмечают, что подобные случаи нередки и создают риски для потребителей.
Вчера Госдума одобрила сразу во втором и третьем чтениях закон о распространении на сделки с объектами ЖКХ, находящимися в ведении ГУПов, МУПов и казенных предприятий, конкурентных процедур. Эта инициатива была предложена Федеральной антимонопольной службой (ФАС) еще в 2022 году (см. “Ъ” от 3 октября 2022 года). Такая мера в целом укладывается в русло повышения эффективности приватизации — в том числе за счет унификации процедур торгов.
Сейчас на сделки ГУПов и МУПов в отношении имущества, которое закреплено за ними в хозяйственном ведении, не распространяются требования закона о приватизации — в частности, о проведении торгов и передаче новому собственнику эксплуатационных и инвестиционных обязательств. Это фактически стало лазейкой — объекты ЖКХ (кроме объектов холодного водоснабжения, которые не подлежат приватизации) закрепляются за ГУПом, а затем продаются конкретному лицу без торгов и установления обязательств в отношении такого имущества.
Изначально законопроект предусматривал прямое распространение закона о приватизации на сделки ГУПов и МУПов в отношении объектов ЖКХ, однако ко второму чтению от этой идеи отказались — теперь обязанность проводить торги прописывается в законе о ГУПах и МУПах.
При этом подробно регламентируется сама процедура — в частности, устанавливаются требования о наличии задатка для участия в конкурсе (10% при начальной цене менее 100 млн руб. и 20% — при большей сумме). Конкурс будет считаться не состоявшимся, если в нем был только один участник.
При реализации объектов ЖКХ, включая их продажу и аренду компаниями с госучастием от 50%, на которые действие закона о приватизации также не распространяется, в законе о защите конкуренции вводится обязательное проведение торгов — по аналогии с нормами об отчуждении госсобственности, поскольку такие компании де-факто контролируются государством.
Обязательным требованием совершения сделок как ГУПами, так и госкомпаниями является установление эксплуатационных и инвестиционных обязательств на весь период владения новым собственником — и их сохранение в случае его смены.
Как отмечают в ФАС, это позволит «обеспечивать надлежащую эксплуатацию социально значимых объектов, своевременно проводить ремонтные работы и модернизацию».
По словам управляющего партнера юркомпании Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, проблема в том, что объекты ЖКХ порой находятся в предаварийном или аварийном состоянии, и муниципалитеты и контролируемые ими организации нередко «стремятся переложить бремя их обслуживания и модернизации на частные компании — иногда это удается путем концессии, но чаще, при наличии заинтересованного инвестора, объекты просто приватизируются». Если в первом случае инвестор несет обязательства по поддержанию и развитию этого имущества, то во втором, поясняет он, никаких обязательств возложить на него невозможно — что создает риски для потребителей.
Руководитель направления правового сопровождения споров в сфере ЖКХ и управления недвижимостью юргруппы «Яковлев и партнеры» Сергей Сергеев, впрочем, добавляет, что ситуацию «нельзя назвать прям уж бесконтрольной» по сравнению с нулевыми и девяностыми — с начала прошлого десятилетия постепенно вводились ограничения и запреты. По его мнению, наличие конкурсов скорее создаст «больше бюрократических преград, чем повлияет на ситуацию».