«Необходимы четкие решения по поддержке угольной отрасли»
Андрей Панов, заместитель губернатора Кузбасса
О причинах снижения рентабельности угольных компаний и возможных последствиях “Ъ” рассказал заместитель губернатора Кемеровской области по топливно-энергетическому комплексу, транспорту и экологии Андрей Панов.
— Какие факторы в большей степени влияют на угольные компании Кузбасса: цены, санкции или провозные способности железной дороги?
— Эти факторы взаимосвязаны. Хотя спровоцированный Западом исторический рост цен на топливо, безусловно, увеличил доход наших компаний, отказ стран ЕС от покупки российского угля привел к необходимости срочного перенаправления значительных объемов. При этом внутренний рынок всегда обеспечивался по потребностям и не испытывал дефицита, значительный рост здесь невозможен.
Компании могли бы заместить выпавшие секторы рынка вывозом угля в восточном направлении. Но дефицит провозной способности Восточного полигона ОАО РЖД и рост грузопотока предприятий западной части России в страны Азии не позволяют полностью восстановить экспортные достижения прежних лет. А тем более — выполнить поручение президента Владимира Путина об обеспечении ежегодного роста с 2021 года вывоза экспортного угля из Кузбасса в восточном направлении.
В результате в 2022 году вместо не менее 58 млн тонн, определенных в поручении, вывезено 47,9 млн тонн, а в 2023 году — 52,8 млн тонн. В 2024 году уровень вывоза угля должен был составить не менее 68 млн тонн, но ОАО РЖД взяло на себя обязательства только на 54,1 млн тонн.
При этом за последние два года только тариф на железнодорожные перевозки для угля вырос на 44,6%. С учетом отмены с 1 июня 2022 года понижающего коэффициента на дальность и коэффициента на перевозки энергетического угля на экспорт рост тарифа по отношению к декабрю 2021 года (в зависимости от направления) составил: на энергетический уголь — 73–107%, на коксующийся уголь — на 50–80%. Ставка на перевалку угля в порту Тамань в 2019 году не превышала $14 за тонну, а сейчас достигла почти $50.
— Китай ввел импортные пошлины на уголь. Минэнерго заявляло, что пошлина ляжет на плечи покупателя. Так и произошло?
— Уверен, что пошлина повлияет на российских поставщиков, потому что покупатели потребуют от экспортеров снизить цены.
— Во сколько обойдется угольщикам Кузбасса экспортная пошлина?
— Решение о возврате действия экспортной пошлины и все расчеты по соответствующим экономическим эффектам проводились в конце 2023 года — январе 2024 года, при этом за первый квартал 2024 года мировые цены на уголь снизились более чем на 20%. Сокращение поступлений от экспортных продаж вынудит большинство компаний в целях сохранения коллективов и работоспособности добывающих мощностей повышать цены на свою продукцию на внутреннем рынке, что отразится на таких важнейших отраслях экономики, как электро-, теплоэнергетика и производство стали. Вслед за снижением экспортных отгрузок, как следствие, упадет выручка стивидоров, операторов вагонов, ОАО РЖД, а также поступления в консолидированный бюджет РФ.
Кузбасс как основной угледобывающий регион пострадал в наибольшей степени — снижение общих доходов регионального бюджета в 2023 году составило 13% (42 млрд руб.), а по налогу на прибыль организаций — почти 30%. По итогам 2023 года Кузбасс вошел в пятерку российских регионов с наибольшим дефицитом бюджета. Ряд средних и малых компаний, где суммарно занято больше 30 тыс. сотрудников, снижают добычу и отгрузку.
— Обсуждается модификация экспортной пошлины, в том числе введение цены отсечения, ниже которой пошлина обнуляется. На какой стадии эти обсуждения?
— На состоявшемся в Минэнерго 29 марта совещании представители Минэкономики и ФАС подтвердили целесообразность установления цен отсечения и согласовали их уровень в отношении энергетического угля через порты Дальнего Востока — $110 за тонну, порты юга — $126, порты северо-запада — $110. В отношении коксующегося угля, антрацита и энергетического концентрата PCI уровень цен отсечения не согласован. Не принято и многократно обсуждавшееся решение по исключению логистических расходов (железнодорожные перевозки, перевалка в портах) из базиса для расчета пошлины.
То есть производители угля платят сбор в том числе за услуги логистики, цена которых выросла за последние три года по разным направлениям на 70–95%. Необходимы последовательные, четкие решения правительства по поддержке угольной отрасли.
— Кузбасс в январе—феврале снизил добычу угля на 2%. Каковы основные негативные факторы?
— Снижение уровня добычи угля за первые два месяца текущего года зафиксировано при подземном (шахтовом) способе отработки. Это обусловлено технологическими процессами.