Не оскудеет рука бегущего
World Athletics ввела призовые за победу на Олимпиаде
Международная федерация легкой атлетики (World Athletics) стала первой спортивной федерацией, по сути официально признавшей коммерческий характер Олимпийских игр. Она объявила о беспрецедентном решении выплачивать победителям ближайшей летней Олимпиады в Париже призовые в размере $50 тыс. Этот ход очень похож на агрессивный старт предвыборной кампании главы World Athletics Себастьяна Коу. Он считается одним из главных потенциальных претендентов на пост президента Международного олимпийского комитета, до сих пор отказывающегося делиться своими колоссальными доходами со спортсменами, который Томас Бах должен освободить в 2025 году.
Международная федерация легкой атлетики объявила о том, что с ближайших летних Олимпийских игр, которые откроются 26 июля в Париже, вводит практику выплаты призовых. Во Франции победители в каждом из соревнований, успешно прошедшие допинг-контроль, получат по $50 тыс. из общего призового фонда в $2,4 млн. При этом World Athletics обещает, что начиная с Олимпиады в Лос-Анджелесе в 2028 году денежные бонусы будут выплачивать и призерам. В парижской легкоатлетической программе 48 дисциплин: по 22 индивидуальные у мужчин и женщин, по две эстафеты в каждом гендерном сегменте, а также два смешанных состязания — эстафета 4х400 м и командная ходьба. В «коллективных» дисциплинах $50 тыс. будут делить члены команды. Среди обладателей бонусов отечественных спортсменов, судя по всему, не будет. World Athletics, в отличие от большинства других федераций, до сих пор придерживается в их отношении «изоляционного режима», введенного после начала специальной военной операции на Украине. Российские легкоатлеты не могут получить даже нейтральный статус.
В действительности деньги, предложенные World Athletics триумфаторам Олимпиады, не такие уж большие по ее меркам.
Например, победителям прошлогоднего чемпионата мира в Будапеште полагалось по $70 тыс. Сопоставимы с олимпийскими гонорары и за участие в Diamond League — основной турнирной серии федерации. Но в любом случае решение World Athletics можно назвать революционным. Оно даже тянет на своего рода громкий демарш.
Дело в том, что проводящий Олимпиады Международный олимпийский комитет (МОК) фактически давным-давно превратился из объединения энтузиастов-любителей, каким был в момент создания в конце позапрошлого века, в огромное коммерческое предприятие с колоссальными доходами. В минувшем четырехлетнем цикле, включившем в себя зимние Олимпийские игры в Пхёнчхане в 2018 году и летние в Токио, из-за пандемии коронавируса сдвинутые с 2020-го на 2021 год, они составили $7,6 млрд, из которых 90% МОК в соответствии со своим уставом инвестировал в развитие олимпийского движения, профинансировав его различные составляющие.
При этом до сих пор он наотрез отказывается формально признать коммерческий характер Олимпиад, подразумевающий материальные стимулы и для спортсменов, то есть ключевых их действующих лиц.
Вознаграждения им обеспечивают только национальные федерации, национальные олимпийские комитеты и правительства стран, которые атлеты представляют.
На этот диссонанс уже указывали некоторые спортивные руководители. Пожалуй, наиболее громко — российский президент опальной Международной боксерской ассоциации (IBA), уже лишенной признания, Умар Кремлев. Он говорил о том, что «МОК живет за счет спортсменов, за счет них выплачивает гигантские зарплаты функционерам», но игнорирует денежное поощрение для них. Собственно, Себастьян Коу в своем заявлении, посвященном свежей инициативе World Athletics, повторил эту мысль. Отметив, что «маркетинговую стоимость» золотой олимпийской медали точно определить невозможно, господин Коу заявил, что важно, чтобы «нашим спортсменам», делающим из Олимпийских игр «глобальный спектакль», «напрямую возвращались» те доходы, которые они сами «сгенерировали».
Насчет «прямого» возвращения Себастьян Коу, видимо, не сильно преувеличивал. Свой олимпийский призовой фонд World Athletics создала из средств, которые ей, как члену олимпийского движения, поступили от МОК как раз после Олимпийских игр в Токио. В списке реципиентов его инвестиций, разумеется, есть все спортивные федерации, задействованные в Олимпиадах. После японских Игр им досталось суммарно $540 млн. Причем эти федерации ранжированы в зависимости от востребованности вида на четыре категории.
Легкая атлетика, которую иногда называют «королевским видом», имея в виду его популярность, массовость и широту географии, вместе со спортивной гимнастикой и плаванием входит в категорию элитную — так называемую группу A.
МОК не раскрывает объемы средств, направленных федерациям, но различные источники уверены, что в случае с верхней нишей она после Олимпиады в Токио была равна примерно $40 млн.
Комментируя любопытный ход от World Athletic, AP, а также другие медиаресурсы напомнили о том, что в 2025 году состоятся очередные выборы президента головной спортивной структуры. Действующий глава МОК Томас Бах в соответствии с Олимпийской хартией, которая ограничивает максимальный срок президентского мандата 12-летним периодом, выставить свою кандидатуру на них не сможет, поскольку впервые избрался в 2013 году. Правда, минувшей осенью возникла инициативная группа, настаивающая на продлении его полномочий, но пока никаких шагов, свидетельствующих о твердом намерении воплотить идею в жизнь, она не предприняла.
Между тем Себастьян Коу, когда-то знаменитый бегун, двукратный олимпийский чемпион, а теперь один из самых заметных и влиятельных спортивных чиновников, уже несколько месяцев значится в шорт-листе вероятных преемников Томаса Баха наряду с вице-президентами МОК Николь Хувертс и Хуаном Антонио Самаранчем-младшим, а также возглавляющей Комиссию спортсменов организации Кирсти Ковентри. Более того, господин Коу — единственный его фигурант, публично давший понять, что собирается включиться в президентскую гонку. Во время чемпионата мира в Будапеште он рассказал, что «не исключает» этого. А введение олимпийских призовых очень похоже на агрессивный старт предвыборной кампании.