Транспорт дорогам не товарищ
Саратовское минтранспорта и дорожного хозяйства поделили на два ведомства
Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин анонсировал реорганизацию министерства транспорта и дорожного хозяйства. Отчитываясь о работе перед регпарламентом, чиновник рассказал о создании отдельных ведомств для организации обустройства дорог и транспортного сообщения в регионе. Такое решение продиктовано «растущими объемами работ в отрасли» и неспособностью объединенного ведомства реализовать транспортные проекты. Реорганизация требует в полтора раза больше профильных чиновников. В облдуме считают выделение дополнительных средств на эти места нецелесообразным.
Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин отчитался 10 апреля об итогах работы правительства в 2023 году. Выступление чиновника открыло XXXI заседание регпарламента, из зала шла трансляция. Господин Бусаргин долго рассказывал о достижениях в промышленности, агрокомплексе, производстве и даже демографии (область долгие годы — среди лидеров страны по убыли населения). Главным заявлением стал анонс разделения министерства транспорта и дорожного хозяйства на два ведомства — губернатор уже подписал соответствующее постановление. Его текст опубликовала пресс-служба регионального правительства.
Теперь в Саратовской области есть министерство транспорта и министерство дорожного хозяйства. Также документом упраздняется должность министра объединенного ведомства — с 20 октября 2020 года пост занимал Алексей Петаев. Кто возглавит новые структуры, пока неизвестно. «Как только решения будут приняты, обязательно сообщим»,— уточнили «Ъ — Средняя Волга» в пресс-службе регионального кабмина.
Господин Бусаргин связал нововведения с «растущими объемами работ в отрасли». Речь идет о «строительстве магистралей и реализации проектов по развитию транспортной сферы». В Саратове обновляют трамвайные пути. В облцентре и регионе открывают муниципальные автобусные маршруты. Скоро должны восстановить речное сообщение между крупными городами области. Строится Южный обход вокруг Саратова, новый мост через Волгу. Субъект РФ развивает инфраструктуру международного транспортного коридора Север—Юг, собирается восстановить балаковский аэропорт.
«Проблем в сфере транспорта много, объем работы большой. В текущем состоянии министерство, которое параллельно занимается ремонтом дорог, не может справиться. <...> Спрашивать с него (минтранса.— „Ъ“) будем по полной программе»,— обозначил губернатор. Самая громкая транспортная проблема региона — срыв реконструкции трамвайных путей в рамках проекта саратовского «скоростного» трамвая. От планов пустить вагоны на скорости больше прежней отказались, но «модернизация» продолжилась. На некоторых участках идут работы, на двух еще не начались, а судьбу одного из самых протяженных маршрутов — «девятки» — решают в Арбитражном суде Саратовской области.
Многие годы жители Саратова жалуются на работу муниципального электротранспорта и частных автобусов. Нарекания вызывает состояние дорог, качество их ремонта, постоянная «перекопка» города для коммунальных работ и т. д. Жители региона жалуются на график и состояние межмуниципальных и местных автобусов, исчезновение востребованных маршрутов и др. Раньше все эти вопросы решали 54 человека — информацию уточнили «Ъ» в пресс-службе объединенного ведомства. Теперь, согласно постановлению губернатора, 45 чиновников займутся проблемами транспорта, а еще 40 — обустройством дорог. Всего их станет 85, это «предельное» количество.
В течение месяца сотрудники экс-минтранса должны вместе с правовым управлением регионального правительства подготовить «предложения о внесении изменений в соответствующие правовые акты губернатора и правительства, а также о принятии необходимых правовых актов». «Организационно-штатные» мероприятия проведет управление кадровой политики и госслужбы кабмина. Расходы на содержание в полтора раза расширившегося штата должны уложить в пределах утвержденного на 2024 год бюджета.
«Если бы это была эффективная система, дала бы эффект, уж 30 человек могли бы потерпеть. Надо смотреть, какой объем финансирования им придется обрабатывать»,— считает глава думской фракции КПРФ Александр Анидалов. Политику кажется разумным «перебросить» в новые министерства места из других ведомств. «Я буду категорически против выделения дополнительных средств, и фракция, я думаю, меня поддержит»,— обозначил депутат.
Для коммунистов реорганизация минтранса стала сюрпризом. «Я не готов был сразу ринуться в бой: говорить, да что вы там творите, или наоборот, как это здорово. Фракция тоже. Мы пока не определились»,— признался собеседник «Ъ». «Судя по финансам, которые могут понадобиться для транспорта, логика в реорганизации есть. Но сегодня не те времена, чтобы плодить министров»,— считает господин Анидалов.
Перспективы еще пока министра Алексея Петаева собеседник оценивает средне. «Я бы поставил на то, что его оставят. Но, скорее всего, на самой „неденежной“ из этих двух составляющих»,— предположил парламентарий.
«Решение губернатора является своевременным и необходимым. В первую очередь это разделение позволит усилить контроль за каждой из сфер — транспортом и дорожным хозяйством»,— считает глава думского комитета жилищной, строительной и коммунальной политики Александр Бурмак (ЕР).
«Министерство дорожного хозяйства сконцентрируется на областных дорогах. Их стало больше, участки нужно ремонтировать, содержать. С каждым годом увеличивается дорожный фонд. Важно, чтобы его распределением занималось ведомство, которое досконально знает о потребностях той или иной территории»,— отметил собеседник «Ъ».