Эффективное против фиктивного
Депутаты ужесточают борьбу с фальшивыми браками россиян с иностранцами
Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект о противодействии фиктивным бракам россиян с мигрантами, пытающимися таким образом обрести легальный статус. Документ поддержали представители всех фракций, заодно предложив и несколько ужесточающих дополнений. Единственным принципиальным противником инициативы оказался единоросс Константин Затулин, но к его аргументам о мизерном проценте подобных фиктивных союзов и о вредности поправок для настоящих смешанных браков коллеги не прислушались.
Поправки к законам «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ» разработала группа сенаторов и депутатов во главе с председателем комитета Совета федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом. Предложенные ими новшества призваны искоренить практику использования иностранцами фиктивных браков (а также фиктивного отцовства) для легализации в России.
Законопроект предлагает выдавать разрешения на временное проживание (РВП) только по прошествии двух лет с момента заключения брака соискателя с гражданином РФ.
Поправки также предоставляют властям полномочия отзывать миграционный статус в том случае, если брак соискателя, усыновление или акт установления отцовства были признаны судом недействительными. А вид на жительство родителям (а также опекунам или усыновителям) детей—граждан РФ предложено выдавать только в том случае, если ребенок родился в действующем браке с россиянином.
Представляя законопроект на пленарном заседании 10 апреля, один из его авторов, первый зампред комитета Думы по делам СНГ Виктор Водолацкий («Единая Россия»), отметил, что проблему нелегальной миграции и фиктивной регистрации приезжих обнажили недавние трагические события в «Крокус Сити Холле». «Законопроект был внесен раньше, но произошедшее еще раз подчеркивает и подтверждает его значимость»,— пояснил единоросс и добавил, что недавно сотрудники МВД задержали несколько человек как раз за организацию фиктивных браков приезжих с россиянами.
Сейчас получение РВП экономически выгоднее приобретения патента, продолжил господин Водолацкий: «В Москве получение патента на три года стоит около 70 тысяч рублей, проще дать 30 тысяч женщине с пониженной социальной ответственностью и оформить фиктивный брак».
Предложенные меры, направленные на борьбу с подобными практиками, «безусловно, станут еще одним препятствием для нелегального пребывания мигрантов в нашей стране», пообещал Виктор Водолацкий. «Ужесточение порядка получения РВП не лишает иностранцев, состоящих в браке с гражданами РФ, возможности работать (в России.— “Ъ”): действует общий порядок получения патента и рабочей визы»,— оговорился он.
Думские фракции инициативу поддержали единодушно, не забыв, впрочем, выдвинуть собственные идеи в ее развитие. К примеру, единоросс Андрей Альшевских предложил задуматься над дополнительной ответственностью (в том числе уголовной) для мигрантов, прибегших к брачным уловкам, а также над ужесточением наказания для россиян, решивших помочь им в этом деле. Владимир Сипягин (ЛДПР) выступил за разработку единого цифрового реестра неграждан, попавшихся на подобных фикциях, с целью «дальнейшего контроля и невозможности повторения попытки в будущем». А Андрей Кузнецов («Справедливая Россия — За правду») призвал подумать о норме, которая позволит проводить регулярные проверки на предмет фиктивности смешанных браков.
Единственным во всей Думе противником инициативы, причем категорическим, оказался еще один первый зампред комитета по делам СНГ, единоросс Константин Затулин.
«Уважаемые депутаты, я вас не узнаю! Раскрепостите сознание, что за паллиативные меры? — саркастически воскликнул он.— Давайте просто запретим браки с иностранцами или будем в каждом случае приставлять инспектора, чтобы он еженощно проверял, фиктивный брак или нет!» Перейдя на серьезный тон, депутат сообщил, что на тысячу смешанных браков в 2023 году пришлось, по официальным данным, только четыре фиктивных: «Вы сейчас накажете 996 семей за то, что четыре были фиктивными!»
В недавно скорректированном законе о гражданстве, напомнил господин Затулин, брак перестал быть основанием для упрощенного получения гражданства, оставив преимущество только при получении миграционного статуса (РВП). Теперь же законодатели предлагают урезать и этот механизм, сокрушался единоросс. «Они же и говорят, что, несмотря на то что мы его запрещаем, они (мигранты.— “Ъ”) все равно будут жить у нас на основании патента или визы. Тогда в чем смысл закона?» — недоумевал Константин Затулин. Кроме того, он подчеркнул, что те же правила будут действовать не только для выходцев из Центральной Азии, но и для русских с украинцами, поинтересовался, зачем «приплетать» к делу «Крокус», если никто из террористов не оказался в России благодаря фиктивному браку, и, наконец, посоветовал коллегам поинтересоваться, легко ли найти нормальную работу в РФ, не обладая хотя бы РВП. «Просто чепуха!» — в сердцах бросил первый зампред комитета, сходя с трибуны.
Опытному коллеге тут же предметно возразила не менее опытная народная избранница, председатель комитета по защите семьи Нина Останина (КПРФ).
«Сатира хороша, но если бы проблема не обрела те очертания, которые есть сегодня…» — вздохнула она, выразив уверенность, что влияния на смешанные браки законопроект не окажет, зато закроет лазейку, связанную конкретно с фиктивными брачными союзами.
Поэтому законопроект заслуживает «поддержки со всех сторон», хотя в дальнейшем парламентариям придется поработать и над Семейным кодексом, дабы наделить прокуратуру правом обращаться с судебными исками об оспаривании вероятного фиктивного отцовства, резюмировала госпожа Останина.
«Чтобы установить, можно выдавать РВП или нет, три месяца дается: за это время вы не можете выяснить, фиктивный это брак или нет. Вам два года нужно? Для того чтобы коррупцию увеличить, взятки брать все эти два года?» — не сдавался Константин Затулин. «Следствием занимается полиция, и полиция до полугода может проверять фиктивность, плюс передача дела,— возразил однопартийцу зампред профильного комитета, единоросс Артем Туров.— Поэтому (два года.— “Ъ”) — как раз».
Все высказанные коллегами предложения Виктор Водолацкий пообещал учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению, а также при разработке иных тематических инициатив. А Артем Туров уже от лица всей фракции «Единая Россия» заявил о поддержке инициативы и призвал парламентариев вместе отработать поправки в рамках второго чтения. В итоге документ был поддержан 386 депутатами при двух воздержавшихся и единственном голосе против — разумеется, Константина Затулина.