Столичные школьники будут учиться при новом
В московском департаменте образования сменился руководитель
В среду мэр Москвы Сергей Собянин поменял руководителя департамента образования и науки (ДОНМ) — одной из самых активных городских структур. Как сообщается, Александр Молотков покинул этот пост «по собственной инициативе», а на его место пришла Ирина Каклюгина — теперь уже бывший вице-губернатор Московской области. В пресс-службе мэрии не комментируют причины кадровых перестановок, однако Сергей Собянин недавно представил обновленную стратегию развития столичного образования. Вместе с тем в Мосгордуме не ждут принципиальных изменений образовательной политики города. В учительском же профсоюзе надеются, что при новом руководстве столичное образование сохранит «отличие в лучшую сторону» от федерального.
В среду в департаменте образования и науки города Москвы неожиданно сменился руководитель. Столичный мэр Сергей Собянин назначил на эту позицию Ирину Каклюгину, бывшего вице-губернатора Московской области по социальным вопросам. Глава Подмосковья Андрей Воробьев сообщал о ее переходе на новую должность еще 8 апреля. На совещании с региональным правительством он заявил, что госпожа Каклюгина «уходит работать в Москву». «Ей предложено возглавить департамент образования. Это очень интересно, почетно. Всегда приятно, когда членов команды признают»,— сообщил господин Воробьев.
Бывший руководитель ДОНМ Александр Молотков, как следует из указа мэра, покинул должность «по собственной инициативе». Пресс-служба мэрии воздержалась от других комментариев по поводу кадровых перестановок. Напомним, что господин Молотков возглавил ДОНМ в июле 2020 года — в самый разгар пандемии коронавируса. За время его работы столичное образование активно развивало цифровые сервисы. Так, проект «Московская электронная школа» (МЭШ) появился как замена бумажным дневникам и классным журналам еще в 2016 году, но именно при Александре Молоткове платформу дополнили сервисами онлайн-уроков и цифровых учебников. Более того, в 2022 году правительство России решило использовать МЭШ как основу для создания федеральной государственной информационной системы «Моя школа».
В том же 2022 году в столичных школах стартовал пилотный проект подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ.
Изучение общеобразовательной программы школьники завершали к февралю, а второе полугодие выпускного класса было полностью посвящено грядущим экзаменам. В итоге московские выпускники повысили средний балл ЕГЭ по большинству предметов.
Также господин Молотков продолжил знаковые инициативы своего предшественника Исаака Калины: объединение разноуровневых образовательных организаций в школьные комплексы, создание профильных классов в старшей школе, повышение средней зарплаты московских учителей.
«У Александра Молоткова была достаточно последовательная политика. К школам он предъявлял фактически одно требование — хорошие результаты на экзаменах и олимпиадах,— рассказал “Ъ” член совета профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий.— Он не очень давил со всякими формальностями: например, ситуация с Всероссийскими проверочными работами в столице была гораздо спокойнее, чем в регионах. Вообще, это было достаточно спокойное время — при Молоткове». Господин Луховицкий признался, что замена главы департамента стала для него и коллег-педагогов неожиданностью. Рассуждая о задачах, которые будут стоять перед Ириной Каклюгиной, профсоюзный деятель подчеркнул: «Московское образование все-таки существует как во многом отличное от российского — отличное в лучшую сторону. Хотелось бы, чтобы оно таким и осталось».
Однако председатель комиссии Московской городской думы по образованию, заслуженный учитель России Евгений Бунимович отметил в разговоре с “Ъ”, что главы столичных департаментов являются сегодня скорее исполнителями, а не инициаторами изменений.
«Стратегические решения в социальной сфере принимает заммэра Анастасия Ракова. Поэтому ждать изменения образовательной политики с приходом нового руководителя ДОНМ не стоит»,— полагает господин Бунимович.
Вспоминая деятельность Александра Молоткова, депутат отметил, что именно при нем московские школы «на хорошем уровне справились с вынужденным переходом на удаленное обучение» во время пандемии коронавируса. «Развитие цифровых сервисов, профилизация обучения старших классов, пилотный проект по подготовке одиннадцатиклассников к ЕГЭ — все это можно отметить как успешные изменения»,— считает он. К минусам же господин Бунимович отнес «унификацию образовательного процесса и усилившуюся бюрократическую нагрузку на педагогов», однако добавил, что это свойственно всему российскому образованию.
Отдельно депутат МГД отметил, что реконструкция московских школ при господине Молотове велась в недостаточном объеме, хотя здесь «есть очевидная необходимость». «Именно этим проектом, скорее всего, придется заниматься новой главе ДОНМ особенно активно»,— подытожил он.
Недавно именно с масштабной программы реконструкции московских школ Сергей Собянин начал рассказывать о стратегии развития столичного образования к 2030 году. Так, 3 апреля он пообещал, что в 2025 году будут обновлены 50 школ города, а затем до 100 школ ежегодно.