Адвокатам перепроверят статус
Как поправки к закону об адвокатуре скажутся на работе юристов
Дума приняла поправки к закону об адвокатуре, они позволяют лишить статуса юриста, который живет за рубежом. Кроме того, законопроект предусматривает создание единого информационного ресурса об адвокатах, а также ужесточает требования к образованию. Для получения статуса требуются дипломы бакалавра и магистра, либо ученая степень.
Как эти поправки повлияют на сообщество и доверителей, рассуждает председатель коллегии адвокатов Москвы «Григориадис Групп» Дмитрий Григориади: «В этой сфере государство по понятным причинам старается навести чуть больше порядка. Судя по практике дисциплинарных производств, в адвокатуре часто происходят некорректные действия со стороны коллег-юристов. И таких историй с каждым разом становится все больше. После создания государственного информационного ресурса, где будут отражены сведения по каждому адвокату и доверителю, станет гораздо понятнее, с кем тот или иной человек будет иметь дело. Туда будут вноситься в том числе сведения о том, лишался ли адвокат статуса, сдавал ли он экзамен, чем все это закончилось.
Что касается дополнительных требований к образованию, это тоже больше плюс, чем минус, в адвокатуре должны работать профессионалы. Потому что вопросы, которые возникают с уголовными правоотношениями,— это судьбы людей, и адвокаты должны быть максимально компетентными. Еще положительный аспект в том, что наконец-таки прописывают учреждения, куда можно входить по удостоверениям. Адвокатские удостоверения как таковые мало кто воспринимает в настоящее время.
Но спорной мне кажется необходимость переполучать удостоверение через 15 лет, сейчас нет окончательных требований, что будет нужно. Некая пересдача, своего рода фильтр для избавление от неугодных, и это все большой вопрос. Необходимость людям, которые свыше года отсутствуют в России, доказывать, что они по уважительным причинам отсутствуют, это тоже поле для злоупотреблений, которое может быть неким сито для отсеивания всех, кто не нравится. Безусловно, Минюст получает больший контроль, полномочия и возможность влиять на работу адвокатов. Надо будет смотреть на правоприменение».
Поправки могут коснуться и бизнес-юристов, проживающих за рубежом, считает адвокат, партнер компании Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова. Правда, по ее словам, таким специалистам статус не дает особых преференций, и направлен законопроект совсем на других адвокатов: «Адвокатский статус по большому счету обязательно нужен для уголовных адвокатов.
Давайте представим ситуацию: уголовный адвокат вступает в какую-то категорию дел, но может столкнуться с необходимостью находиться за пределами РФ. Например, в целях обеспечения собственной безопасности, исключения оперативно-розыскных действий, слежки, прослушки, всего такого. Мы понимаем, что мы оказываемся в сфере особой категории дел с политическим окрасом, таких адвокатов теперь могут лишать статуса.
Что касается адвокатов-консультантов бизнеса, они, наверное, случайно подпали под это правило, я думаю, это просто побочный эффект ужесточенного регулирования. Потому что им вообще ничего не мешает жить где угодно и консультировать своих клиентов по миру.
По-прежнему российские клиенты продолжают владеть активами за границей. И вообще-то, это нормально, чтобы адвокаты, находясь в разных странах, продолжали осуществлять деятельность. Поэтому для них, конечно, лишение статуса не оправдано, я даже не вижу логики, которая за этим бы стояла. Понятно, что если ты живешь постоянно за границей, то вряд ли ходишь в "Матросскую Тишину". Например, адвокат является специальным субъектом, в отношении него все оперативно-розыскные действия возможны только по решению суда. Для адвокатов, которые не в России, все эти преференции адвокатского статуса не актуальны».
В Федеральной палате адвокатов называли этот законопроект одним из самых проработанных. Инициатором поправок был Минюст, но палата активно участвовала в обсуждении изменений.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".